Рудиментом атеистического прошлого назвал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отсутствие в России законодательного закрепления статуса военного духовенства. О необходимости внесения в соответствующие законы изменений и дополнений, определяющих правовой статус капелланов, зашла речь на пленарном заседании Всемирного русского народного собора, открывшегося 19 ноября 2025 года в зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
«Действительно создаётся какая-то нелепая ситуация: все «за» и, вроде, никто не «против», а когда доходит дело до оформления этой темы законодательно, никакого прогресса не заметно, – сказал Его Святейшество. – Это свидетельствует о том, что кому-то, может быть, до сих пор не нравится участие духовенства в жизни Вооружённых сил. Разные могут быть взгляды, разные симпатии и антипатии, но речь сейчас идёт о самом важном – о том, чтобы обрели реальный статус те священники, которые находятся на передовой, рискуют своей жизнью и своим здоровьем».
Патриарх отметил, что при общении с военнослужащими становится понятно: очень многие из них высоко ценят присутствие священника, однако продвижения вопроса о закреплении статуса военного духовенства в законодательстве не заметно.
Возможно, это в какой-то мере обусловлено сопротивлением со стороны определённой части военных структур, которые имеют отношение к воспитанию. Если имеется какая-то «конкуренция» со стороны политруков, это неправильно, присутствие одних не должно исключать присутствие других, уверен Святейший Патриарх Кирилл: «Когда военнослужащие находятся в том месте, где они могут либо здоровье, либо жизнь потерять, для одних работает политическая, идеологическая аргументация, которую приводят политруки, а для других важна апелляция к религиозным чувствам».
«Мы работаем для достижения одной и той же цели. А ваша позиция, ваши попытки исключить участие священников ослабляют возможности духовного и даже, хочу сказать, политического влияния на военнослужащих, которые нуждаются в таком влиянии, – подчеркнул Святейший Владыка. – Конечно, священники, которые обращаются к душе человека, используют иные аргументы, но в конечном счете они направлены на решение тех же задач и целей, на которые направлена и работа тех, кто занимается политическим воспитанием. Поэтому дай Бог нам преодолеть этот невероятный рудимент атеистического прошлого, иначе я не могу это никак назвать». При том было отмечено, что служение в войсках священников никоим образом не заставляет людей нерелигиозных обращаться к вере, если они сами не захотят этого.
Предстоятель Русской Православной Церкви также подчеркнул, что военные священники находятся именно в тех местах, где они более всего нужны бойцам. «Когда были обсуждения темы, где в войсках должен находиться священник, кто-то из военачальников сказал, мол, они должны находиться в «обозе» – там, где повара, парикмахеры и так далее. На что я ответил, что там священник не нужен – он нужен в месте, где собирается какое-то воинское подразделение с тем, чтобы идти вперёд, в атаку. Потому что в этот момент военнослужащий переживает невероятный стресс: ему нужно подняться, перелезть через бруствер и идти навстречу смерти. Вот здесь должен быть священник. А еще когда этот боец возвращается в тяжёлом состоянии, иногда и раненый, опять должен быть священник, чтобы встретить, чтобы поддержать. Вот это и есть пастырская работа с военнослужащими в условиях ведения боевых действий».
Редакция портала «Приходы»


