«Зачем нужно проходить беседы со священником тем, кто собирается стать крёстными? Сейчас очень сложно выкроить время, очень быстрый ритм жизни, нельзя ли обойтись без этих справок о прохождении бесед? Раньше ведь их не было, просто крестили, и всё», – в последнее время такое мнение можно услышать довольно часто. Читая или слыша подобный вопрос, я понимаю, что в нашем обществе совершенно упустили значение Таинства крещения и не сознают ответственности благодатного служения самих крестных.
Для многих это Таинство стало как бы одним из обрядов или, если позволите, одной из «духовных прививок», которые необходимо сделать маленькому ребенку, чтобы уберечь его от «сглаза», болезней и прочего, не понимая зачастую самой сути крещения.
С Богом нельзя так поступать! Апостол Павел в своем послании говорит: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6. 5). Может, поэтому и участились случаи различных болезней и нестроений в нашем обществе? Через скорби, болезни, тяготы житейские мы вновь оказываемся на пороге храма для того, чтобы, наконец, осознать, что же произошло у крещальной купели.
Давайте разберём данную проблему подробно. Мне как священнику, совершающему Таинство Крещения, приходится в беседе задавать вопросы нашим крёстным, чтобы понять, кто же сейчас будет предстоять вместе со мной перед Богом и впоследствии станет молитвенником и предстателем за жизнь и благоденствие пока еще крохотного человека.
Однажды при беседе с будущими так называемыми «крёстными» у меня нечаянно вырвался вопрос: «А вы вообще верующие?» На что получил ответ: «Нет, нас просто попросили постоять и подержать ребёночка»…
После того случая и многих бесед с людьми стало понятно, что это не единичное явление. Мы можем ссылаться на ритм жизни, на то, «как было раньше», но главную проблему это не решит. А в чем же она? В нашем отношении к Богу! Давайте обратим внимание, какой критерий люди устанавливают для крёстных. Они должны быть из круга семьи, они должны «что-то слышать» о Боге и они должны быть бесстрашны, чтобы, 40 минут продержав младенца, еще суметь ответить на каверзные вопросы священника.
Обращаясь до крещения с вопросом к будущим восприемникам, как давно они приступали к Таинствам исповеди и Святого Причащения, я слышал разнообразные ответы: от «никогда» до «пару лет назад». И это говорят люди, которые будут ходатаями и молитвенниками перед Богом, люди, которым Господь даст благодать предстоять перед Ним и испрашивать всё потребное для своего крестника или крестницы! А как же они будут предстоять перед тем самым Богом, о Котором они даже ничего не знают и даже не пытаются узнать и впустить Его в свою жизнь?
Вот для того, чтобы будущие крестные знали, каковы их обязанности по отношению к крещаемому, что от них потребуется в дальнейшем, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви постановили совершать Таинство Крещения только после прохождения будущими крёстными нескольких огласительных бесед. И в ознаменование этой подготовки нужно получить свидетельство. Именно поэтому наши дотошные работницы в храмах, исполняя послушание Церкви, перед записью на совершение Таинства крещения с тревогой спрашивают, а где же документ, позволяющий крёстным стать теми самыми крёстными. Многих это оскорбляет, а многие высказывают недоумение. Но делается это для того, чтобы восприемниками нового христианина от купели крещения становились осознанно.
Предлагаю порассуждать еще вот о чём. Чтобы мы могли начать жить во взрослом мире, нас в разном возрасте отправляют в несколько учреждений, которые мы должны обязательно (или «рекомендательно») пройти. Маленького ребёночка мы отправляем в детский сад, чтобы он узнал, как взаимодействовать в социуме, научился каким-то основам. Конечно же, этот этап можно пройти домапри наличии правильного воспитания и хорошего окружения.
Раньше было обязательно посещение средней школы, но нынешний век и тут дает нам поблажку, и поэтому есть много других форм получения среднего образования. Есть также формы получения специального и высшего образования, которые уже открывают нам возможность полноценно принимать участие в жизни.
А еще есть особые навыки, которые сопряжены с риском, например, вождение автомобиля. Процесс обучения вождению происходит с особым наставлением и тщательной подготовкой. Ни в коем случае не хочу упрощать духовную жизнь, сравнивая её с вождением автомобиля, но важно понимать: ответственность тех людей, которые будут на протяжении всей своей жизни предстателями и молитвенниками перед Богом за крестника, пожалуй, даже серьезнее, чем ответственность автоинструктора. А если мы с вами сравним нашу подготовку к принятию ответственности крёстного родителя и другие менее важные подготовки, то, увы, степень нашей серьезности будет оставлять желать лучшего.
Так получилось, что нам проще пытаться обойти систему подготовки, нежели разбираться в ней. От этого, собственно говоря, и наши проблемы. И порой мы, священнослужители, уже у крещальной купели понимаем, что снова встретимся с этим младенцем и его семейством очень нескоро, скорее всего, лишь по какому-то грустному поводу.
Итак, дорогие друзья, чтобы встречаться всегда с радостным настроением и именно по радостным поводам, давайте к Богу относиться со всей серьезностью и с пониманием, что Он любящий Отец, готовый всегда нас, непослушных, принять в объятия и помочь нам. Увы, мы можем вырываться из этих объятий, искать лазейки. А можем радостно послушаться голоса совести и исполнить послушание, возложенное в том числе на нас как на крёстных родителей.
Священник Иван ИГНАТОВ
Фото Марины Стротовой
В основе материала –
публикация портала «Логосъ» (Рязанская митрополия)