RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Камень обиды

08.11.2016

Обида. Иллюстрация

«Это он первый меня обидел!»  знакомое оправдание собственной низости, не так ли? Трагизм ситуации в том, что так реагируют не только маленькие дети, но и взрослые – в том числе люди, называющие себя христианами. Разве что облекают эту мысль в красивые и благородные слова. Как же отреагировать по-христиански, когда кто-нибудь нас обидит? Отвечает протоиерей Дионисий Панков, настоятель храма в честь Святого Духа поселка Новгородское на Донбассе.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Эти слова произнес, умирая на Кресте, первый христианин – Господь наш Иисус Христос. Данная фраза являет нам эталон поведения христианина, когда он подвергается гонениям, хуле или обидам, а именно: необходимость прощения обидчика и, как свидетельство нашей любви, молитвы за него. Такая реакция должна стать нормой жизни каждого православного христианина.

А что мы видим в современном «христианском», «православном» обществе? Некоторые люди живут так, как не жили даже в ветхозаветные времена. Сейчас, к сожалению, даже принцип «око за око» (мера за меру) уже не актуален. Человек стремится к тому, чтобы его недругу было намного хуже, чем ему самому. Люди забывают, что они созданы по образу и подобию Божию. Этот образ они стараются всячески скрыть в глубинах своих мрачных душ и сердец и всевозможными способами стараются заглушить голос совести внутри них. А ведь совесть — это голос Самого Бога в человеке! И получается так, что существо, которое Бог создал как хозяина над всем тварным миром, становится хуже самого ужасного искажения задуманного Господом образа.

Хотя иначе и не могло произойти. Окаменевшее от греха сердце человека стало подобно рыболовецкому грузилу, которое, как известно, находится ближе всего ко дну. И получилось так, что высшее творение уподобилось низшему, животному. Более того, даже самый страшный и свирепый хищник не может вести себя так, как порой ведет себя человек в гневе.

Самое ужасное заключается в том, что люди после самых лютых и отвратных поступков стараются найти им объяснение, и находят. Говорят, что то или иное действие они совершили в состоянии «аффекта» или еще каком-нибудь. И что в итоге? Перелукавили самого отца лжи сатану, обманули самих себя, зато – о, эврика! – нашли иллюзию оправдания.

Жаль, что в современном обществе считается нормой и неуважение к старшим, и отсутствие почитания родителей, а о сверстниках и младших вообще говорить не приходится. В такой социальной атмосфере поистине православному человеку очень сложно строить свою «погоду» и говорить людям, молодым в частности, о том, что нужно быть воспитанным, вежливым и любить окружающих. А если заикнёшься о том, что не нужно держать зла на своих обидчиков, так на тебя точно будут смотреть, как на инопланетное существо. А ведь многие читают, читали или слышали такую молитву, как «Отче наш», где есть такие слова: «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6. 12).

К глубочайшему сожалению, наше общество считает себя православным, но это ошибочно. Нет ничего проще, чем заглянуть в самих себя – и уже не понадобится смотреть вокруг, чтоб убедиться в этом. А ведь Сам Господь говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 35). Своим ученикам, а через них и нам, Господь также говорит: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5. 39).

Читая эти слова в Святом Евангелии, мы даже не задумываемся об их глубине. Ведь на самом деле это правда: если не будешь отвечать обидчику злом на его зло, то оно скоро иссякнет. Стоит только попробовать не становиться в боксерскую стойку, когда на тебя бежит человек с кулаками, а встретить его простой улыбкой на лице — и вся его ярость, гнев, язвительность и тому подобное тут же улетучатся. Это произойдет из-за того, что реакция наша в этом случае будет неординарна и разрушит план обидчика по самоутверждению за наш счет. Рано или поздно мы станем для него неинтересны, так как не будем ему содействовать в этом желании.

Еще нужно понимать, что каждый стоящий перед тобой человек – пусть он по твоим меркам и злой – так же, как и ты, сотворен по образу и подобию Божию. А гнев, ненависть, презрение и прочее – это следствие духовной болезни, греха, который обуял его. И если мы будем воспринимать обидчика как поистине больного и беспомощного, будем с доброй душой и чистым сердцем снисходить к его немощи (а мы должны, потому как и сами не лучше его), то исполним заповедь апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6. 2).

Записала Екатерина ЩЕРБАКОВА

Публикация сайта Горловской епархии


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Возврат к списку