RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Как готовиться к исповеди

27.04.2016

mg_2101.jpg

Портал «Приходы» предлагает читателям трилогию наставлений епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, которые прозвучали 24 марта в Марфо-Мариинской обители милосердия на встрече, посвященной Таинству покаяния. В первой части мы услышали слова владыки о том, что такое покаяние и исповедь, следующая важная тема – для чего нужен духовник и как его выбрать. Сегодня же речь о том, что такое первая исповедь, как исповедоваться и как к этому готовиться.


От исповеди к исповеди

Начать готовиться к следующей исповеди нужно, еще заканчивая предыдущую – в завершение исповеди вы должны поцеловать Крест и Евангелие, дать Богу обещание всеми силами противиться исповеданным вами грехам и больше их не совершать, а затем начать следить за собой более внимательно, с большей строгостью. И, конечно, еще хорошо вечером перед сном вспоминать, как вы прожили день. У Аввы Дорофея в одном из поучений есть совет монахам вспоминать, как они провели день и ночь. Монахи ночью не спят – они молятся. Вам вспоминать, как вы провели ночь, не обязательно: каждый сны видит. А вот как вы провели день и вечер – вспомните, это очень важно.

Некоторые записывают свои грехи. Записывать те грехи, которые произвели изменения в вашей душе, нужно и хорошо. Не нужно забывать и грехи, которыми вы обидели друг друга. Но если запоминать всю ту бессмыслицу, которая бывает в нашей голове, если все чувства греховные записывать, то это просто умножает зло. Нужно их отбрасывать, а вспоминать только те движения души, которые стали грехом.

Нужно уметь отделять от себя зло, которое действует в нас, и не считать его частью себя – это дьявол действует в нас. Когда же человек начинает думать, что это он сам, то впадает в уныние. От этого нужно уметь отстраняться. Исповедовать греховные помыслы, которые пришли на секунду, не нужно – их нужно просто обходить. Потому что, если запоминать такое, они могут только укорениться в сознании. А вот то, ты что сделал грехом, надо запоминать.

Очень важно, готовясь к исповеди, постоянно и внимательно изучать Евангелие, постоянно обращаться к словам евангельским и отмечать в уме (или на бумаге) то, в чем вы не соблюдаете евангельские заповеди. И в этом надо каяться на исповеди.

Очень важно изучать жития святых. К сожалению, мы с вами плохо знаем жизненные пути угодников Божиих, мало ориентируемся на них. Мы живем среди людей далеко не святых, таких же, как и мы, а угодники Божии являют нам пример для подражания. И поэтому, изучая их жития, нужно обязательно сравнивать с собой то, что делал святой и как он жил, и думать: «Смогу ли я?»

В описаниях житий святых есть как то, в чем мы должны им подражать, так и то, в чем подражать было бы безумно (например, в каких-то строгих аскетических подвигах). Мы не можем совершать такие подвиги, но прилагать себя к смирению, к мирности угодников Божиих, к благодушному перенесению ими скорбей важно и нужно. И поэтому очень важно читать жития очень разных святых: если тебя гонит какая-то страсть, то нужно почитать жития тех подвижников, которые этой страсти особенно противились и сумели ее преодолеть. Это важнее, чем знать, какие святые от чего помогают. Полезно знать тех святых, которые преодолели такие же немощи греховные, какие есть в тебе, и понимать, как они это сделали.

Очень важно изучать аскетическую литературу. Конечно, есть книги, которые читать пока не нужно, например, пятый том Добротолюбия – писания отшельников. Но есть писания аскетические, которые вполне применимы к нашей обычной мирской жизни. К ним относятся авва Дорофей, старец Паисий – они пишут очень понятно о таких важных нам вещах, как о молитва, покаяние, отношения в семье… Читайте Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Вы все, наверное, читали общую исповедь, где дается толкование десяти заповедей. И вообще читать толкование Евангелия (особенно тех евангельских мест, где даются прямые заповеди Божии) очень важно, готовясь к исповеди. Святые отцы говорят о восьми страстях, которые есть в человеческой душе. И знание этих страстей, их проявлений в душе помогало мне, когда я готовился к исповеди. Я просто смотрел, в чем согрешил: в чревоугодии, тщеславии, гордости, сребролюбии…

Ви́дение наших грехов мы должны просить у Бога не только в пост. И если нам открываются наши грехи, то не стоит думать, что мы стали хуже, – может быть, мы просто стали лучше видеть. И не надо унывать от этого. Никто из подвижников никогда не считал себя достойным Причастия. Они, будучи великими святыми, считали себя недостойными… Поэтому, если мы не чувствуем свою недостойность, не сознаем ее, значит мы еще не начинали духовного пути. Поэтому нужно просить у Бога о том, чтобы Он помог видеть нам наши грехи.

Конечно, можно свои грехи записывать, особенно если вы только начинаете свой покаянный путь, но тогда нужно следить за тем, чтобы никто этого не увидел, потому что грехи мужа могут соблазнить жену, грехи детей – родителей. Ведь кто их не делает? А проскакивающие помыслы, желания не надо записывать.

Если мы готовимся к исповеди и у нас перед ней появляется некоторое нежелание каяться, то не нужно смущаться этого. У меня оно до сих пор бывает. Всегда бывает трудно через себя переступить, как будто стоит какая-то преграда. Просто лукавый мешает нашему покаянию.

И еще, конечно, готовясь к исповеди, нужно быть готовым сказать о грехах, не приуменьшая их: такое происходит, когда забываешь о том, что называешь себя грешником, и при этом хочешь выглядеть в глазах своего духовника лучше, чем ты есть на самом деле. Это действие лукавого, который нас все время обманывает, а мы этого даже не замечаем, слушаемся его или делаем то, что он нам внушает.


Как исповедоваться

Надо исповедоваться со страхом Божиим и с памятью о Божией любви. Без страха исповедоваться нельзя. Нельзя думать: «Ну, Бог все простит». С другой стороны, думать, что Бог никогда не простит, тоже неправильно: Он прощает, если мы исправляемся.

Наконец, очень важно, если мы хотим победить грехи, говорить о них не вообще, а о конкретном проявлении какой-то страсти. Сразу победить их мы не сможем – нужно пройти какой-то путь. И наша задача состоит в том, чтобы все время теснить это зло, перестать проявлять эти страсти. Например, не ругаться: когда раздражаешься, молчать хотя бы, далее – и вида не делать, что раздражен,  потом – может быть, улыбаться, а после того – что-то доброе говорить. На исповеди нужно говорить священнику о том, как проявляется та или иная страсть и с кем проявляется тоже (не надо этого бояться). Это нужно для того, чтобы духовник тоже знал, как происходит процесс работы.

Есть разные батюшки, и если священник вас не знает, вы можете все рассказать, а ему будет все равно. А духовник, конечно, переживает за нас, и потому понимание, что мы снова будем ему исповедоваться, также помогает держать себя в руках.

Конкретные вещи о том или ином проявлении греха тоже очень важны, очень важно их уловить и обязательно нужно о них рассказать. Конечно, не следует подробно описывать скверные грехи, но все-таки нужно дать понять, в какой степени ты согрешил, в какой степени грех обладает тобой. Если боишься или стыдно что-то сказать, можешь дать записку, написав об этом грехе. В любом случае нужно постараться покаяться. Если очень страшно, то можно попросить священника не гневаться.

Важно обвинять себя, не оправдываться, ничего не скрывать и при сознании своей всецелой немощи иметь твердое намерение не повторять сделанных грехов. По окончании исповеди нужно обязательно попросить священника дать совет, как дальше жить; нужно молиться о том, чтобы через священника Господь помог тебе.

Очень важно приходить на исповедь регулярно, не откладывать ее.

Не следует во время исповеди оперировать непонятными словами. Молясь Богу, мы обращаемся к Нему словами святых, однако когда мы каемся в грехах, лучше говорить все как есть своими собственными словами, не прикрываясь другими формулировками.

Если есть нужда и есть вопросы, то нужно попросить священника о дополнительной беседе. Бывает, священник не готов к общению с вами – не судите его: разные бывают настроения, есть очень тяжелые служения. И, конечно, если священник пока что вам не духовник, а исполняющий его обязанности, можно спросить: «А когда можно прийти на исповедь еще раз?»

Есть разные исповеди. Исповедь перед причастием – это необходимый этап, но должна быть, хотя бы во время поста, и такая исповедь, когда вы заранее готовитесь, когда вы все рассказываете.

 

Первая исповедь

К первой исповеди нужно приготовиться: вспомнить все, что было у тебя, начиная с семилетнего возраста. Рекомендую почитать книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».

На первую исповедь лучше специально попросить время у священника. Можно отстоять в очереди, но лучше подойти к батюшке и сказать, что хотел бы впервые прийти на исповедь, и договориться с ним о времени, и тогда уже не просто перечислить грехи, а рассказать о своей жизни. И главное – после первой исповеди готовиться к следующей, потому что вряд ли за один этот раз вы сумеете смыть всю грязь, которая накопилась в душе.

Не надо ничего бояться или смущаться. Грешников, наоборот, священники обычно любят больше, чем праведников. Господь говорит, что «на небесах больше радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, которые не нуждаются в покаянии».  Мы все нуждаемся в покаянии. Не надо бояться смывать эту грязь. Мы должны очистить себя, чтобы Бог мог войти в нас.

Наше поведение зависит не столько от наших поступков или устроения души, сколько от того, какой в нас дух. Когда мы молимся молитвой Ефрема Сирина, мы говорим: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему…» Когда в нас приходит Дух Божий, у нас хорошее настроение, человек другой. А злое настроение – он опять другой. Плохое настроение – это плохой дух входит в человека. Когда же плохой дух из него выходит, даже плохой человек становится хорошим.

В молитве мы просим Бога, чтобы Он вложил в нас дух жизни. А этот дух мы с вами получили при миропомазании, крещении и должны возобновить его в покаянии: мы должны очистить себя, чтобы Бог мог войти в нас. Тогда меняется все – меняется делами, которые свидетельствуют о нашем желании получить этот дар. Не дела нас спасают, а пребывание в Боге. Когда Бог пребывает в нас, меняется наша жизнь и все внутри нас.


Вопросы к владыке

Бывает так, что после совершения греха человек кается перед Богом и исправляет свою жизнь, но пока он дойдет до исповеди, чувство притупилось, покаяние ушло. Правильно ли исповедоваться без покаянных чувств?

– Мы не совершенные люди и не владеем своими чувствами, которые иногда противоречат нашим настроениям. Бывает, что есть очень сильное чувство, а на самом деле за ним ничего нет. А бывает, человек ничего не чувствует, но за этим стоит твердое намерение исправиться.

Поэтому слезы и чувства не нужны, а нужно, чтобы была решимость, было какое-то волеизъявление исправиться, каяться в грехах. Вот это волеизъявление и есть покаяние.

Как любить своих родственников?

– Действительно, нам с чужими людьми иногда бывает проще, чем с близкими. С близкими у нас отношения уже установлены, и поэтому мы как-то распоясываемся, начинаем вести себя совершенно свободно, а с посторонними стараемся держать себя в руках.

Важно понимать, что на самом деле я такой, какой перед близкими людьми, а не перед чужими. Если у меня сложное отношение к близкому, то нужно понимать, какой я все-таки грешник. Важно это понять и учиться их любить. Как кто-то сказал: «Давайте будем любить друг друга через силу».

 

***

Наставление аввы Дорофея об ежедневной исповеди

Отцы сказали, каким образом каждый человек должен постепенно очищать себя.

Каждый вечер он должен испытывать себя, как он провел день, и опять утром, как провел ночь, и каяться пред Богом, в чем ему случилось согрешить. И каждый из нас должен говорить себе:

Не сказал ли я чего-нибудь такого, что прогневало брата моего?

Когда видел его занятым каким-нибудь делом, не осудил ли я его?

Не уничижил ли его и не злословил ли его?

Не просил ли я чего-нибудь у келаря, и когда он не дал мне, не осудил ли я его и не пороптал ли я на него?

Если пища была не хороша, не сказал ли я чего-нибудь?

Или, будучи в огорчении, не пороптал ли на самого себя? (Ибо если кто на себя поропщет, это грех¹).

Не сказал ли мне канонарх или другой кто из братии (неприятного) слова, и я не перенес сего, но противоречил ему?

Так должны мы ежедневно испытывать себя, как провели мы день. Таким же образом каждый должен испытывать себя, как провел он и ночь:

С усердием ли встал на бдение?

Или пороптал на разбудившего его?

Или помалодушествовал против него?

Мы должны знать, что тот, кто будит нас на бдение, оказывает нам великое благодеяние и бывает для нас виновником великих благ, ибо он пробуждает нас для того, чтобы беседовать с Богом, молиться о грехах своих, просветиться и получить душевную пользу. Как же не должны мы благодарить такого благодетеля? Поистине должно его почитать так, как бы чрез него получали мы спасение.

Со вниманием ли стоял на псалмопении и молитве, или увлекался страстными помышлениями?

Прилежно ли слушал Божественное чтение, или оставил псалмопение, вышел из церкви в рассеянии?

Если кто постоянно² испытывает себя таким образом, раскаивается, в чем согрешил, и старается исправиться, то он начинает уменьшать в себе зло, и если делал девять (проступков), будет делать восемь, и так, преуспевая постепенно, с помощью Божией, не допускает укрепиться в себе страстям.

____

¹В греч.: или оно показалось мне не хорошим, и я пороптал в себе, ибо, если кто в себе поропщет, то это грех

²в греч.: ежедневно

Подготовила Анастасия ДЮКОВА

Иллюстрация сайта Санкт-Петербургской митрополии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓