RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Поиск смысла жизни как путь к Богу

21.07.2014

Епископ Выксунский и Павловский Варнава

«Люди делятся на материалистов и идеалистов. Поскольку я из числа идеалистов, для меня важно было понять, что же делает человека нравственно, духовно лучше». Епископ Выксунский и Павловский Варнава - о своем пути к вере

Выбор между бесчувствием и любовью

Владыка, Вы из семьи педагогов. Окончили общеобразовательную школу. Далее были  профучилище, два года службы в армии, учёба в Горьковском педагогическом институте, десять лет брака  и… постриг в монахи. Что же так кардинально изменило Ваш жизненный путь?

– Начну с того, что монашескому постригу предшествовали несколько событий и не один десяток лет, главное же – большая внутренняя, духовная подготовка к коренной перемене жизни. Ведь я и к вере пришёл только в 25 лет – крестился в 1990 году, когда учился на последнем курсе историко-филологического факультета пединститута, поэтому сделанный мировоззренческий выбор был полностью осознанным.

Епископ Выксунский и Павловский ВарнаваВоцерковлению, в первую очередь, способствовал поиск истины, смысла жизни. Люди делятся на материалистов и идеалистов. Поскольку я из числа идеалистов, для меня важно было понять, что же делает человека нравственно, духовно лучше. К тому времени уже понял, что образование является инструментом, позволяющим человеку интеллектуально самосовершенствоваться, но не меняющим его нравственно и духовно – для этого было нужно что-то другое.

В те годы в свободном доступе стала появляться информация о различных религиозных системах. Я выписывал журнал «Наука и религия», в котором было немало статей, которые могли только запутать, но появлялись и другие, дающие пищу к размышлению. Много читал другой религиозно-публицистической литературы и постепенно пришёл к идее Бога. Но сначала увлёкся восточными религиями, астрологией. Затем прочитал книгу религиозного философа Бориса Вышеславцева «Сердце в христианской и индийской мистике». В ней автор чётко, рельефно показал, в чём разница между восточным миросозерцанием, буддизмом и Православием. Вот тогда я понял, что идеи Православия – это то, что я искал: Бог – это Любовь, человек не может быть бесчувственным, а отречься надо от страстей, разрушающих человека. Буддизм же призывал отречься от всех чувств и желаний, чтобы избегнуть страданий, отречься от всего, что мешает быть безмятежным, спокойным, бесчувственным. Идея такого покоя меня не привлекла. И это лишь одна из причин, почему я остановил свой выбор на Православии, которое отсекает греховное, а доброе оставляет, проповедует любовь – силу созидательную.

Как дальше складывался Ваш путь к Церкви?

– В 1992 году, когда преподавал в Нижегородской технической гимназии, получил приглашение принять участие в восстановлении Александро-Невского храма и войти в братство имени князя Александра Невского. И хотя педагогическая деятельность мне нравилась, я, не раздумывая, согласился, так как для меня, ставшего человеком воцерковленным, было очень важно как-то послужить Церкви. Я чувствовал, что могу сделать нечто большее для этого, работая в братстве.

Епископ Выксунский и Павловский Варнава

«Наперегонки» к вере

Как близкие относились к Вашим поискам? Вы обсуждали с кем-то из них свои идеи, решение стать православным священнослужителем?

– Обсуждал свои поиски с мамой Валентиной Кузьминичной. Она работала учителем в школе до 75 лет – преподавала немецкий язык и географию. И тоже приняла Православие. Но больше своими размышлениями, впечатлениями от прочитанных книг и статей делился с сестрой Татьяной. Она музыкант, сейчас работает директором музыкальной школы. И хотя мы очень разные люди, в поисках смысла жизни наши точки зрения соприкасались. Меня тогда очень удивляло, насколько у нас с сестрой мнения совпадали, кто на кого больше тогда повлиял, сказать трудно, но к идее Православия мы пришли одновременно.

То время вообще было очень интересным. Я выписывал разные журналы – «Новый мир», «Наш современник», в которых стали публиковать некогда запрещённых Бориса Пастернака, Александра Солженицына. Зачитывались, бурно с сестрой всё новое обсуждали.

Сейчас Вы поддерживаете отношения с родственниками?

Конечно. У меня взрослый сын. Я уже дедушка – внук растёт.

Сын чем занимается?

– Работает в автосервисе, увлекается боксом. Он человек светский, но верующий. Ходит в храм.

010.jpg

Не профессия, а служение

В юности у меня был такой случай: мы с одноклассниками приехали в поселке Гремячево чтобы отметить 8 Марта, – вот такой подарок сделали нам мальчишки. Решили посмотреть посёлок и красовавшийся на пригорке храм (в Выксе тогда действующих церквей не было). Подходим, и в этот момент у ворот храма остановился автомобиль, из него вышел высокий красивый молодой священник (кстати, большинство из нас первый раз увидели священнослужителя в облачении), и тут один из ребят говорит: «Как не стыдно людей обманывать, голову им каким-то богом забивать» А батюшка в ответ: «У каждого своя работа, молодой человек, в этой жизни» – и поспешил уйти. А как бы Вы ответили на такой выпад юнца?

 – Я бы уходить от разговора не стал и привёл бы достаточно веских аргументов на выдвинутое обвинение. Не могу осуждать упомянутого священника за то, что он не стал объяснять свою точку зрения, но термин «работа» употреблять не стоило. Профессия – у врача, учителя, а у священника – служение Богу и людям.

012.jpg

Не «подсвечник», а человек в храме

В фильме Е. Матвеева «Любить по-русски» один из главных героев, бывший руководитель обкома партии, на предложение жены зайти в храм сказал, что столько лет жил без Церкви и изменять своим взглядам в угоду времени – это тоже грех… А жена в ответ: «Но другие партийные боссы ходят, со свечками стоят. Их так подсвечниками и называют». Ваше мнение на сей счёт?

– Знаю, что порой так говорят и называют людей «подсвечниками», но считаю, что нельзя осуждать человека, который стесняется перекреститься и всё-таки пришёл в храм. Ведь важно, почему он это сделал, – только потому, что нынешние руководители страны повернулись лицом к Церкви, или же по внутреннему убеждению. Многие крупные начальники, будучи в партии, в душе оставались верующими людьми, хоть и вынуждены были формально придерживаться идеологической линии государства. Бывает и по-другому: кто-то действительно был атеистом, но затем мировоззрение коренным образом поменялось.

Я тоже был убеждённым атеистом. Когда учился в институте, являлся членом атеистического кружка и так получил возможность изучать Священное Писание, знакомиться с разными конфессиями, существовавшими на территории Нижегородской области.

А первое моё знакомство с Выксой началось с командировки к местным баптистам. Так-то…

013.jpg

О земном

Как Вы считаете, каким Вас видят окружающие?

Разные люди видят по-разному, в зависимости от того, что хотят увидеть.

011.jpgА что может вывести из душевного равновесия?

– В отношениях «начальник – подчинённый» не люблю неисполнительности, необязательности, когда человек мне попросту начинает «зубы заговаривать». Вот тогда могу и рассердиться. С другой стороны, если чувствую, что не прав, то не считаю зазорным признать свою ошибку и извиниться.

Не люблю лукавства и лицемерия, хотя стараюсь прощать, но смириться с этим трудно.

Какое время суток Вам больше нравится?

– Я – сова, полуночник и это очень плохо, так как надо вставать рано. От недосыпания настроение портится, поэтому время от времени требуется «перезарядка батареек», тогда позволяю себе поспасть подольше. Но настоящую «духовную подзарядку» получаю, посещая Святую гору Афон. Это уникальное место – монашеское государство, где с древности сохраняются все формы монашеского бытия, и прикосновение к такой традиции духовной жизни очень важно.

06.jpg

Олимпиаду в Сочи смотрели?

– Немного по интернету; телевизора у меня нет, поскольку я человек увлекающийся и телевизор мне лучше не смотреть – про время могу забыть. Во время олимпийских игр смотрел хоккей. И зря.  Увы – наши проиграли. Зато порадовали организаторы, особенно программой закрытия. Вот где удалось показать Россию во всей красе, представить её культуру и величие.

Замечательно, что Олимпиада состоялась в нашей стране. Олимпиада – некое «мирное оружие», и в нынешней ситуации это очень важно.

02.jpg

Бог принимает всех

Владыка, что Вы посоветуете человеку, который вырос в невоцерковленной семье, где родители обращались к Богу от случая к случаю, но хочет стать действительно верующим?

– Сейчас много информации в печатном виде, в интернете. Читайте, изучайте и приходите в Церковь. Важно, что руководит человеком, стремящимся к вере: желание понять, зачем я живу на этой земле, в чем смысл моей жизни? К Богу приходят каждый своим путём, и Он всех принимает.

В основе материала –
публикация газеты 
«Выксунский рабочий»

Фото Ольги Поповой
и из архива пресс-службы Выксунской епархии


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓