При поддержке Управления делами Московской Патриархии

«Певчие» колокольни

12.07.2016

FYsJqg5hOx0-768x576.jpg

Непривычно видеть звонарем кафедрального собора девушку хрупкого сложения, но она на колокольне – человек неслучайный: много лет звонила в колокола на Светлой седмице, во время учебы на географическом факультете защитила диплом по традициям русского колокольного звона, а сейчас, кроме звонарного дела, помогает в организации выставок, конференций, благотворительных мероприятий, участвует в проекте создания колокола к 800-летию Ржева. О колоколе как древнем СМИ, отечественных звонарных традициях и о том, что нам осталось от «золотого века» русских колоколов, – беседа с Кристиной Черноземцевой, звонарем Оковецкого кафедрального собора.

 

Неделя рождения звонарей

Расскажи о себе и о том, как твоя жизнь связана с колоколами.

– Я коренная ржевитянка, закончила железнодорожный лицей № 35. Потом училась в Тверском государственном университете на географическом факультете по специальности «Туризм». С колоколами и колокольным звоном связано сразу несколько этапов моей жизни. Когда именно у меня появился такой интерес, точно не скажу. Но Пасхальную неделю – единственное время в году, когда все желающие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола, я всегда ждала с нетерпением.

Наверное, не зря Светлую седмицу называют неделей рождения звонарей. Так случилось и со мной. Раньше протоиерей Константин Чайкин разрешал подниматься на колокольню Оковецкого храма (ныне кафедральный собор) даже ночью, сразу после ночного богослужения в храме – сейчас, правда, такого не делают, чтобы дать горожанам отдохнуть Пасхальной ночью. Но когда возможность была, я никогда не упускала случая подняться на колокольню. Пасхальная служба заканчивается в 3-4 часа утра, и после нее желающих звонить в колокола было очень мало,  колокольня была в моем распоряжении. Помню, процесс настолько меня захватывал, что несколько раз стирала руки в кровь, даже не замечая этого.

Так я жила от Пасхи до Пасхи. А в 2010 году звонарь Оковецкого храма оставил свою должность, и отец Константин, заметив мою любовь к пасхальным звонам, предложил мне звонить на колокольне. С 2010 года я некоторое время несла послушание на колокольне, хотя  тогда училась в вузе и в Ржев приезжала только на выходные.


Часовня в кузове «Газели»

А что входит в твои обязанности в твоей нынешней должности?

– Работа образовательного характера, помощь в организации выставок, конкурсов, конференций, благотворительных мероприятий. Епископ Адриан очень хорошо относится к молодым людям и их инициативам. Если владыка благословляет, открываются большие возможности в реализации идей и добрых начинаний.

0hk3uVvl_d4-768x576.jpg

С 2014 года я также постоянно выполняю обязанности звонаря в Оковецком кафедральном соборе. А до этого мне довелось поработать на совершенно уникальной передвижной звоннице. Она была сделана, чтобы собирать пожертвования на строящийся собор в Южном районе Твери в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В кузове «газели» организована часовенка с колоколами, на ней мы вместе с напарником и ездили по православным выставкам-ярмаркам в разные города России.


Медное средство массовой информации

Факультет географии и работа звонарем – немного странное сочетание.

– Оказалось, что мою любовь к колокольным звонам и учебу можно не просто успешно сочетать, а дополнять одно другим: когда подошло время курсовых работ, я выбирала темы, так или иначе связанные с колокольными звонами, так как интересовалась не только практикой, но и теорией. У меня было две такие работы. И педагоги в целом относились к этому лояльно. Но когда пришло время дипломной работы, и я выбрала снова тему колоколов, моя научная руководительница переживала, как я буду защищать диплом. Подобный выбор на географическом факультете был впервые, но в итоге удалось защитить дипломную работу на тему «Традиции русского православного колокольного звона в культуре и туризме» на «отлично».

Как колокола могут быть основой для туризма?

– Задумка была глубже: хотелось сделать что-то вроде путеводителя в мир колоколов. Рассказать об истории колоколов и искусстве звонов интересно и многогранно. В итоге  ограничилась дипломной работой. Но идея ждет воплощения.

Что удивило, когда писала работу?

– Пожалуй, самое удивительное лежит на поверхности. В современности люди себя не ассоциируют с колокольным звоном, воспринимают его просто как атрибут Церкви. Не многие понимают, что за колокольным звоном в нашей стране – более 1000 лет истории. И это не просто красивая культурная традиция. Ведь мы с тобой, можно сказать, коллеги…

Это как так?

– В древности колокольный звон был универсальным средством массовой информации. Именно колокола информировали обо всех важных событиях.

Люди настолько понимали и любили звон колоколов, что это был особый язык.  Например, набат. Это был совершенно определенный звон в специальный колокол, по которому все узнавали о случившейся беде – пожаре или наводнении – и спешили на этот зов. Для охраны государства на специальных вышках висели вестовые колокола, в которые звонили в случае нападения врага. Начиная с XV века, их производство входило в программу обороноспособности государства. Существовали метельные звоны, которые спасли немало жизней, выведя к дому заблудившихся путников в ненастье.

2124.png

Звонили на крещение, на венчание, на отпевание – вся жизнь русского человека проходила под колокольный звон. С.В. Смоленский писал: «Мы, старые казанцы, умели узнавать по звонам соседних церквей, где и какого разбора был покойник, где и какого разбора престольный праздник, откуда и куда несут "Владычицу", или откуда показался и в какую сторону проехал наш строптиво-благостный "Его Высокопреосвященство"». Сложно добавить к этим словам еще что-то. Сейчас кажется невероятным, о каком огромном количестве событий мог рассказать колокольный звон, сколь тесной была связь русского человека с колоколом.


Автор и исполнитель «колокольной музыки»

Существует какая-то «нотная грамота» для звонарей?

– Есть некоторые общие каноны: большой колокол – главный в звоне, он задает тон и служит основой звона, остальные колокола подстраиваются под него; звонарь должен хорошо понимать, что происходит сейчас в храме, и выбирать «настроение» звона. Но в основном звонарь – он и композитор, и исполнитель в одном лице. А еще – традиция русского колокольного литья подразумевает уникальность звука каждого колокола, двух одинаковых наборов колоколов и вовсе невозможно найти. Если звонарь исполнит свой привычный звон на другой колокольне, результат будет другой.

Русская традиция колокольного звона отличается от западной и восточной. Например, на Западе колокола карильонов подгоняются под определенную ноту. Поэтому их можно сравнивать скорее с набором музыкальных инструментов, а наши колокола – с хором, где у каждого певца свой голос. Каждый обладает своей гармонией, многозвучием.

XVII столетие – «золотой век» русских колоколов: отливаются многочисленные колокола-гиганты, русские мастера-литейщики изобретают свой колокольный профиль, подобрав соотношение высоты, диаметра и толщины, а русский колокольный звон окончательно стал отличаться от западного. В европейской христианской традиции раскачивался сам колокол, так долгое время звонили и в нашей стране, но когда у нас появились сверхтяжелые колокола, такой способ стал неудобен. Раскачать многотонного гиганта – непростая задача, да и нагрузка на колокольню возрастает. Тогда решили: зачем раскачивать колокол, когда можно раскачивать язык? Благодаря этому и расцвело национальное искусство колокольных звонов, появилась палитра совершенно оригинальных русских трезвонов.

2KbrODusRSY.jpg

Огромные колокола удивляли и даже шокировали иностранцев. Например, Царь-колокол (действующий, предшественник того, который сейчас находится на Красной площади) весом около 130 тонн, звонил только по особым случаям (к слову, таким случаем считался и приезд послов других государств – подобным образом наши государственные деятели производили впечатление на иностранных гостей). К XX веку в нашей стране двадцать заводов отливали 1,6 млн. тонн колоколов ежегодно, а на территории России звонило более миллиона колоколов.


Время утрат

Что случилось с колоколами во время революции?

– Более 70 процентов колоколов было утрачено: их просто сбросили с колоколен, колокола шли на переплавку. Уничтожили даже те, что имели богатую историю, хотя их можно было сохранить не как церковную атрибутику, а как исторические памятники и шедевры литейного производства. Часть колоколов ушла в частные коллекции, часть была выкуплена зарубежными покупателями.

Из множества колокольных ансамблей огромной страны осталось только четыре полностью сохранившихся исторических набора колоколов. Это наборы Успенского Псково-Печерского монастыря, Софийского собора в Вологде, знаменитый набор колоколов звонницы Успенского собора Ростова Великого.

А про колокола Данилова монастыря хочется рассказать отдельно. В 1930 году их продали по цене металлолома в США. Набор колоколов выкупил один бизнесмен и передал в дар Гарвардскому университету, где для колоколов была специально построена башня, и почти 80 лет они находились там. В университете сложилась своя традиция звонов и даже «общество звонарей». Они отмечали важные события для жизни университета – например, выпуск студентов вуза или футбольные матчи. Выросло несколько поколений, для которых неотъемлемой частью учебы был звон русских колоколов. Долгое время велись переговоры о возвращении колоколов на историческую родину. После долгих дебатов США согласились их вернуть, но с условием, что для университета будут отлиты точные копии этих колоколов. В 2008 году это историческое событие, наконец, совершилось. Когда колокола возвращали, было несколько остановок в Санкт-Петербурге, Твери, Великом Новгороде и Москве, на их встречу пришли тысячи людей. Американцы были потрясены той любовью, которой пользуется эта святыня на Родине. Я общаюсь со старшим звонарем Данилова монастыря отцом Романом, он участвовал в этих событиях, и сейчас звонит на этих колоколах и поддерживает русско-американские отношения. К слову, в рамках Московского Пасхального фестиваля он приезжал в Ржев на концерт и даже звонил на нашей колокольне.


«Юбилейный» колокол

Расскажи об идее создания колокола к 800-летию Ржева.

– Идея совсем не нова. Впрочем, мне как звонарю и сотруднику епархии эта тема очень дорога и близка, и я прилагаю усилия для реализации идеи. В 2014 году Оковецкий собор получил статус кафедрального. То есть это главный храм нашего города и всей Ржевской епархии. Но по иронии судьбы, на нашей колокольне самый большой колокол весит 650 килограммов, и он уступает размером всем крупным колоколам города. Самый большой находится сейчас в Вознесенском соборе – три тонны.

В качестве исторического примера могу сказать, что до революции в Успенском соборе, разрушенном во время Великой Отечественной войны, висел колокол весом около 13 тонн. Он так же, как и в Москве, в Пасхальную ночь звонил первым.

Размер же нового юбилейного колокола планируется в пределах от трех с половиной до четырех с половиной тонн.

Листовка-оборот-768x545.jpg

Почему именно сейчас объявили сбор средств на отливку колокола?

– Отливать колокола по важным событиям — давняя традиция. В честь воинских побед в колокола даже символично добавляли металл из трофейных пушек. Понятно, что без крупных спонсоров отливка колокола не обойдется, но очень важно, чтобы каждый мог почувствовать причастность к этому событию, ведь это не только наши многовековые традиции, но и возможность запечатлеть историю в колокольной бронзе, внести свой личный вклад в благоукрашение города. Думаю, что 800-летний юбилей – замечательный повод для отливки памятного колокола, и надеюсь, что это будет делом всенародным.

Идею отливки колокола поддержал и благословил епископ Адриан, а также активно помогает воплотить эту идею в жизнь Галина Александровна Мешкова. А впервые о сборе средств на отливку юбилейного колокола объявили в Москве на Поклонной горе на открытии выставки, посвященной 800-летию Ржева. Поддержал и озвучил эту идею Почетный гражданин Ржева, народный артист России, поэт и композитор Михаил Ножкин, и он же стал первым, кто внес свой вклад в это доброе начинание. Я думаю, что это все не случайно и очень символично, что начало положено в самом сердце России, в столице, в таком памятном и святом для русских месте, как Поклонная гора, а первый призыв прозвучал от такого уважаемого человека, которому очень дорог  город Ржев.

Беседовал Владимир Кутузов,
«Ржевские новости»

В основе материала –
публикация сайта Ржевской епархии


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.