При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Когда звонарь – слово женского рода

03.05.2016

P1010055.JPG

Пасха Христова – время, когда с тысяч колоколен по всей Руси неумолчно и радостно летит праздничный «красный» звон. Он не просто созывает верующих на молитву, но и благовествует о торжестве победы Жизни над смертью. По старинному обычаю всю Светлую седмицу, а кое-где по воскресеньям и все сорок дней до праздника Вознесения Господня доступ на звонницу получают все желающие, в остальные дни года издали с восхищением взирающие на труд профессиональных виртуозов-звонарей. Что же такое колокольный звон? В чем его секреты? Своими наблюдениями делится звонарь храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва), преподаватель Московского колокольного центра Мария Александровна Иванова. К слову, она одна из первых в стране защитила кандидатскую диссертацию по истории церковного звона.


Как Вы стали звонарем? Где осваивали премудрости колокольного дела?

– Все начиналось в стенах Московского колокольного центра почти 20 лет назад. Именно там мне посчастливилось увидеть настоящих энтузиастов своего дела, непревзойденных мастеров-звонарей, прикоснуться к подлинной традиции русских колокольных звонов. Руководителем Центра и нашим творческим вдохновителем являлся ныне покойный Виктор Григорьевич Шариков, стараниями которого на базе Центра была организована как учебно-практическая так и научно-исследовательская работа. Благодаря этому учебная живая практика на звонницах дополнялась всесторонним изучением литургических, исторических и музыкально-акустических основ звонарского мастерства.

1193.png

Вы сами уже много лет преподаете на курсах звонарей. По Вашему опыту, кого больше приходит учиться – женщин или мужчин? Многие ли из них потом остаются трудиться на приходах?

– До революции представительницы слабого пола были звонарями лишь в монастырях, а в настоящее время мужчин-звонарей становится все меньше. По опыту двенадцати лет преподавания в Центре могу с уверенностью подтвердить: женщины-звонари составляют большинство. Как правило, после окончания курсов почти все выпускники не только трудятся на приходах, но и становятся преподавателями звонарского искусства на местах.

DSC_0338.jpg

Служение церковного звонаря – это ремесло или искусство? Каждый ли может стать звонарем?

Послушание призывавшего на службу – исконно монастырское, и понималось оно подвижниками Восточной Церкви как жертвенное «ангельское» служение. Поэтому звонарское мастерство – это, прежде всего, церковное литургическое искусство. Для монаха, собиравшего братию на богослужение, необходимыми качествами являлись внутренняя собранность, внимание и самодисциплина. Это позволяло правильно выстраивать схему призыва, определять время собрания и характер звона в соответствии постовым или праздничным периодом года. Именно поэтому рождение подлинного звонарского мастерства возможно только с опорой на церковно-богослужебные каноны при постижении реального опыта звонарей-практиков, сохранивших преемственность традиций. В этом случае служение звонаря является миссионерским – звуком колоколов границы церковного богослужения расширяются в пространстве.

Освоение технических навыков звона доступно практически всем. Терпение, постоянство, вера в свои силы, позволяют со временем услышать тембры и звук колоколов, почувствовать силу удара, ритм и чистоту звучания колокольного ансамбля. Постижение искусства церковного звона необыкновенно обогащает человека в зависимости от понимания меры ответственности и серьезности этого служения.

x_42764185.jpg

Умение «чувствовать» колокола приходит с длительным опытом, и, прежде всего, опытом участия в богослужении, с ощущением ритма будничного, пасхального и великопостного времени.

Со временем служение звонаря приобретает особый смысл проповеди торжества веры. Ярким примером такого проповедничества являлся отец Михей – непревзойденный звонарь Троице Сергиевой лавры, бывший преемником дореволюционной традиции лаврских звонов. Его слова отражают суть действий мастера-звонаря: «Когда звонарь обращается к колоколам напрямую с молитвой, звонит его душа, поэтому у каждого звонаря свой почерк».

Сохранились ли в епархиях местные традиции звона, или в основном доминирует некий усредненный обиходный вариант? 

Если обратиться к истории, то изначально правила церковного звона складывались под влиянием двух Уставов – Студийского и Иерусалимского. Студийский устав, введенный на Руси игуменом Киево-Печерской обители преподобным Феодосием, определял богослужебный чин на протяжении четырех столетий, примерно до XV века – времени перехода Русской Православной Церкви на Иерусалимский устав.

С конца XV века в крупнейших российских обителях складываются собственные богослужебные традиции. Эти местные особенности, в том числе подробные правила о совершении звонов на каждый день года, составляют основу Обиходников. Обиходники были написаны для Иосифо-Волоколамского и Кирилло-Белозерского монастырей, а также Троице-Сергиевой лавры. Параллельно с Обиходниками на Руси имели место кафедральные уставы или Чиновники, где детально указывались особенности церковного звона в главнейших храмах на  каждый день месяца. Они известны, например, для Успенского собора Московского Кремля и Софийского собора Ярославля.

231211.png

Исторически сложившиеся правила церковного устава, монастырских Обиходников, Чиновников стали основой различных стилей и жанров русских звонов. Например, величие ростовских звонов, которые с  XVII века представляли  особую традицию северных, сильных, аккордовых звонов, получивших исторические имена – Ионафановский, Ионинский, Егорьевский.

В настоящее время следует отметить два основных доминирующих устава церковного звона – Троице-Сергиевой лавры и Данилова монастыря. Но, конечно, каждый звонарь привносит в устоявшуюся канву что-то свое.

Насколько для звонаря уместна импровизация?

– Импровизация в колокольном звоне -- это необъятный творческий простор ритмических сочетаний различных групп колоколов, вариаций и приемов. Звонарь благодаря чувству ритма, опыту владения техникой исполнения, а главное внутреннему молитвенному настрою может посредством звона передать соответственное содержание церковного богослужения. Особенно ценно, что у каждого звонаря – индивидуальный неповторимый стиль, звон, в который вложена душа. Высшим мастерством звонаря считается не выплескивание эмоциональных переживаний, а передача образа, смысла, события праздника, достигаемые бесконечной работой.

На Руси существует обычай на Пасху пускать звонить на колокольню всех от мала до велика. Что нужно помнить желающему воспользоваться этой возможностью?

– Согласно Уставу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы положен так называемый «целодневный звон». На звонницы по старинному, еще дореволюционному обычаю, может подняться каждый желающий и вдарить от души «во вся тяжкая» с особым пасхальным чувством. Это единственное время в году, когда колокола звучат вне богослужебного времени.

f2.JPG

Однако, убеждена, в настоящее время недопустимо открывать колокольню и пускать туда всех желающих: есть опасность падения неподготовленных людей с высоты, неправильного обращения с колоколами, нарушения целостности оборудования звонницы, бесчинства. В обращении с колоколами очень важен такт, аккуратность, бережность, правильное ощущение силы удара и звучания. Всем, кто намеревается на Пасху воспользоваться этим старинным обычаем, нужно помнить, что, прежде всего, колокола – это святыня, они даже освящены специальным чином.

Как сделать так, чтобы пасхальное пребывание на колокольне принесло новичку радость, а  прихожан не устрашало медной какофонией?

– При желании позвонить необходимо получить благословение священника и вместе со звонарем подняться на колокольню. Прислушиваясь к указаниям мастера-звонаря, аккуратно и внимательно, с чувством благоговения прикоснуться к колоколам. Однако самое лучшее – это звонить вместе со звонарем, вслушиваясь и аккуратно вплетая свои ритмические вариации в его звоны.

В этом случае участник пасхального трезвона постигает в некоторой степени основы и ритмику звучания колоколов. Характер такого звона энергичный, радостный, исполняется в подвижном и быстром темпе, что соответствует атмосфере радостного праздничного подъема людей. На фоне басового колокола звучат переборы средних колоколов и частая трель зазвонных – малых колокольчиков.

f2 (1).JPG

Пасхальный звон – вершина исполнительского мастерства звонарей. Именно в пасхальном звучании колоколов – свет и радость,  воплощение русского оптимизма и веселья, когда человек забывает все невзгоды, печали и заботы.

Именно поэтому звон является особым таинством. Непостижимым образом преображается внешнее пространство. Исчезает суета и озлобленность. Видимый мир становится отражением Вечности.

Беседовала Ольга КИРЬЯНОВА

Фото со станицы Марии Ивановой в сети «В контакте»
и сайта Московского колокольного центра


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.