При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Апокрифические сказания о Кресте

10.04.2015 Апокрифы.gif

В Евангелиях относительно Креста Господня не сообщается подробно. Но уже в ранней христианской литературе, в том числе апокрифической, встречается множество упоминаний и рассказов о Кресте Господа − как совершенно сказочного свойства (например, «Житие пророка Моисея»), так и  принятых Церковью, используемых ею в богослужебных песнопениях (например, «Евангелие от Никодима»).

Наиболее ярким примером тут служит  тропарь 5 песни канона 2 гласа Октоиха: Яко кедры Христе, языков шатание сокрушил еси волею Владыко: яко изволил еси на кипарисе, и на певке, и кедре, плотию совозвышаемь (перевод: «Как кедр, Христе, Ты сокрушил высокомерие врагов, по Своему благоволению, Владыка, на кипарис, и сосну, и кедр добровольно плотью возносимый»).

В средневековой литературе, как западной (Золотая легенда), так и русской («Слово святого Григория о Кресте», Голубиная книга, предание о древе Креста) тоже содержатся упоминания и рассказы о Кресте Господнем, основанные явно на древних апокрифических рассказах.

Надо обратить внимание и на то, что сами по себе древнейшие апокрифические сказания подтверждают почитание христианами Креста Христова с самого начала бытия Церкви, тем самым  опровергая лжеучения о том, что якобы Крест издревле не почитался, а Господь был не распят на нем, а «повешен на древе».

«Евангелие от Никодима»

«...Когда же это услышал первозданный отец наш Адам, как в Иордане крестился [Христос],  возопил [он] к своему сыну Сифу: "Поведай сынам своим, пророкам и праотцам все, что слышал от Михаила первоархангела. когда послал я тебя к райским вратам, чтобы просил ты у Господа послать тебе ангела Своего, чтобы дал он тебе масла от дерева милости: помазать тело мое, когда я был немощен". 

Тогда сказал Сиф, приблизившись к святым пророкам: "Когда я, Сиф, молил Господа у врат райских, затворил их Михаил, архангел Господень, и явился мне ангел, сказавший: я послан от Господа, я поставлен над телом отца твоего. Поэтому говорю тебе, Сиф: не трудись со слезами, молясь и прося масла от дерева милости, помазать отца твоего Адама от болезни тела его. Ибо по некоему закону ты можешь получить его только в последние времена, когда исполнится [от сотворения мира] 5555 лет. Тогда придет на землю возлюбленный Сын Божий Христос сотворить воскресение телу Адама и оживить мертвых. И придет он к реке Иорданской креститься, и, когда выйдет из воды иорданской, тогда елеем милости Своей помажет всех верующих в Него, и будет елей милости для рождения от воды и Духа в жизнь вечную. Тогда, сойдя на землю, возлюбленный Сын Божий Христос введет отца твоего в рай к древу милости".

Когда услышали это от Сифа все праотцы и пророки, возвеселились радостию великою.

...Увидев это, ад и  служители его бесчестные задрожали  в собственных царствах своих, познав столь великого света сияние. Когда же увидели Господа сидящим на престоле, то возопили: "Отныне мы побеждены Тобой! Кто Ты, посланный Богом в наше царство? Кто ты, страшный обликом человек, сила, непреоборимая тлением? Победив лютосердие наше, попираешь наше царство; кто Ты, пришедший столь малым, хотя власть Твоя выше небес, Царь во образе рабском, простой воитель и Царь славы, в смерти живой? Как же ты, распятый на кресте, убит был и мертвый лежал в гробнице, и пришел к нам живой? И в [час] смерти Твоей все сотряслось, все сотворенное поколебалось. И ныне Ты восстал, и мертвых освобождаешь, приводя в смятение бесчисленные воинства наши. Кто Ты, разрешающий [бремя] тех, которые были связаны первородным грехом, и ведущий [их] к первозданной свободе? Кто Ты, озаряющий властью сияния Божьего света тех, которые ослеплены грехами тьмы? "

И так все полчища диавольские ужаснулись, пораженные боязнью и страхом, и в один голос возопили: "Откуда Ты, столь крепкий чистый человек и столь сияющий силою, что не можем смотреть [на Тебя]? От появления смерти [в мире], за весь век земной, который доныне был неизменно подвластен нам, за всю нашу жизнь никогда нам не было послано среди мертвых человека такого, не было послано в ад такого дара. Кто же Ты, столь бесстрашно вступивший в наши пределы? И не только это [совершил], но и мучений наших не боишься, и, кроме того, всех у нас хочешь отнять. Наверное, Ты и есть тот Иисус, Сын Божий, о котором старейший наш диавол поведал, что благодаря Своей смерти крестной все человечество Ты властию [Своею] выведешь от нас".

И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть и, схватив диавола, увязал [его], предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих [в аду], в Свое пресветлое сияние.

Тогда ад и старейшины адские, к сатане обращаясь, неистово возопили к нему: "Разве ты начальник погибели и царь пустыни, Вельзевул, поруганный ангелами Божиими враг праведных? Зачем ты это сделал − пожелают Царя славы к кресту пригвоздить? И думал, что Он умер, и ради корысти столь много обещал сотворить, власти никакой не имея, что нас неразумными сделал. Смотри: уже Иисус сиянием Божества Своего прогнал всю смертную тьму, и прочные темницы разломил, и вывел прочь заточенных, освободил всех узников. Те, кто привык воздыхать под нашими муками, хулят нас, и власти наши будут избраны так, как удобно им, и владычество наше побеждено, и нисколько уже не боится нас человеческий род. Кроме того, сильно противятся нам, хотя никогда мертвые не были превыше нас и никогда не могли веселиться пришедшие [сюда]. Разве же ты, главный Сатана − всему злу начальник и первый мучитель? Ты прежде всего изыскал Иисусу злую беду, и ни единого греха в Нем не нашлось. Как же ты, не испытав вины Его, на крест посмел [Его] повесить? И в наше царство посмел без нужды [Его] привести, и погубил то, что держалось от века".

Когда же ад сказал это диаволу, проговорил аду Царь славы: "Будет диавол под властью твоей на месте Адама во веки веков, праведным судом Моим".

И сказал Господь, простирая руку Свою: "Придите ко Мне, все святые мои, ибо имеете подобие образа Моего − вы, кто из-за древа диавольского были на смерть осуждены. Ныне же видите: древом диавольским Я осудил смерть".

Когда же [Он] так сказал, были все святые под рукой Господней. И держа Адама за правую руку, сказал ему Господь: "Мир тебе со всеми детьми твоими".

Адам же преклонил колени у ног Господних и со слезной молитвой сказал: "Возвеличу Тебя, Господи, ибо поднял меня и не позволил врагам моим веселиться надо мной. Ты Господь Бог мой, я возопил к Тебе, и Ты меня исцелил, и вывел из ада душу мою, и избавил меня от нисходящих в бездну. Пойте Господу все святые Его! Исповедайте память святынь Его! Ибо гнев в ярости Его и жизнь в Его воле".

Так же и все святые Его, колени преклонив у ног Господних, единым голосом сказали: "Пришел Избавитель веков! Исполнилось возвещенное прежде через закон и пророков. Избавил нас животворящим крестом Своим, и через крестную смерть сошел к нам, и избавил нас от адовой смерти силою Своей, Господи. Ибо начертал надпись славы Твоей на небесах и надпись искупления воздвиг, крест Свой поставил на земле, Господи, в аду знамение победы креста Твоего, ибо смерть уже не имеет власти".

И простирая руку Свою, сотворил Господь знамение крестное на Адаме и на всех святых Своих. И, держа правую руку Адама, вышел из ада, и все святые последовали Богу.

Тогда возопил сильно святой пророк Давид: "Поите Богу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь! Спасение мое десница Его и святая мышца Его. Сказал Господь о спасении Своем перед людьми и открыл истину Свою". И отвечали все множества святых: "Это слава всем святым Его, аминь, аллилуйя!», что означает: «Да будет так! Воспевайте Господа".

И потом сказал пророк Аввакум: "Выступят освободить людей Своих и избавить возлюбленных Своих! " И все святые отвечали: "Благословен грядущий во имя Господне, Господь Бог, давший нам Свой свет! Аминь. Аллилуйя!"

Потом же возопил пророк Михей: "Кто Бог, больший, чем Ты, Господи, искупляющий беззакония и попирающий грехи? И ныне всем владеешь и в свидетельство ярость Свою послал. Ты − милость живая, и Сам обратишься и помилуешь нас, и изгладишь все беззакония наши. И [ныне] все грехи наши вверг [в пучину морскую], и вывел нас из вечной смерти, как с клятвою обещают отцам нашим в первые дни". Отвечали все святые: "Это Бог наш, живущий во веки веков, и Он избавляет нас навек. Аминь. Аллилуйя". Так же и все пророки вознесли святые хвалы, которые они прежде поведали, и все святые [возгласили]: "Аминь. Аллилуйя!", и с упованием последовали Господу.

Господь же, держа Адама  за правую руку, передал [его] Михаилу  Первоархангелу. И все святые  последовали Михаилу, и ввел их  всех в рай. И встретили их  два мужа, состарившихся днями. Спросили  же их все святые: "Кто вы? Вы с нами мертвыми в мучениях не были, как же вознеслись вы с нами в рай?"

И отвечал один из них: "Я Енох, который вознесен был сюда словом Господним. Тот же, кто со мною, − Илия Фесвитянин, принесенный сюда живым на колеснице огненной, и доныне мы не вкусили смерти. Когда же придет антихрист, суждено нам Богом чудеса совершить [при [антихристе] и быть убитыми им в Иерусалиме, и через три дня с половиною снова живыми в облаках вознесемся".

И когда сказал это  Енох, пришел другой муж, худой  и умильный, несущий на плечах  своих знамение крестное. И увидев его, все святые сказали ему: "Кто ты, ведь облик твой, как у разбойника? И что такое это знамение, которое несешь на плечах? " Отвечая же им, [он] сказал: "Правильно говорите, что я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест [вместе] с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он − творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!" И тотчас приняв молитву мою, сказал мне [Он]: "Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю". И дал Он мне знамение крестное, сказав: "Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти ангел − страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус Сын Божий, который ныне на кресте распят». Когда же сотворил я все это и сказал ангелу, стражу райскому, тотчас отверзши [врата, он] внутрь ввел меня и посадил меня по правую сторону рая, сказав, чтобы я смотрел, как войдет весь род человеческий и отец Адам со всеми детьми своими святыми и праведными, которые узнали Господа Христа, на кресте распятого".

Услышав все эти слова разбойника, праотцы и пророки сказали единым голосом: "Святой Господь всемогущий, Отец вечный. Ты − Отец милосердный, честь и щедрость ученикам. Отец милости райской. Ты нас снова привел в вечную жизнь, ибо здесь душам нашим жизнь вечная. Аминь"».

 

«Евангелие от Петра»

«И в ту же ночь, когда рассветал день Господень, − сторожили же воины по двое каждую стражу, − громкий голос раздался в небе. И увидели, как небеса раскрылись, и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние, и приблизившихся к гробнице.  Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собою, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли.

И когда воины увидели это, они разбудили центуриона и старейшин, ибо и они находились там, охраняя [гробницу]. И когда они рассказывали, что видели, снова увидели выходящих из гробницы трех человек: двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, Кого вели за руку, голова была выше неба.  И они услышали голос с небес: возвестил ли Ты усопшим? И был ответ с креста: да!

А те обсуждали друг с другом, чтобы пойти и сообщить Пилату. И пока они раздумывали, снова разверзлись небеса, и некий человек сошел и вошел в гробницу.  Увидавшие это вместе с центурионом поспешили к Пилату, оставив гробницу, которую охраняли, и возвестили обо всем, что видели, в сильном замешательстве и волнении говоря: истинно, Сын был Божий».

 

«Арабское евангелие детства Спасителя»

«Пришли Иосиф с госпожой Марией в местность пустынную, и услыхав, что кишит она разбойниками, решили ночью ее пересечь. Но по пути вдруг видят: лежат на дороге два разбойника [в дозоре] и много других разбойников, сотоварищей их, спят рядом. А были те два разбойника, на которых они наткнулись, Тит и Думах. И говорит Тит Думаху:

− Прошу тебя, давай пропустим  этих. Да так, чтобы и товарищи  наши их не приметили. Отказался  Думах. А Тит опять:

− Возьми, − говорит, − себе сорок драхм от меня и еще вот это в подарок, − протянув ему, чтобы помалкивал тот, пояс, которым перепоясан был.

Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:

− Господь Бог поддержит  тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.

И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:

− Распнут, о Мати, Меня  через тридцать лет иудеи в  Иерусалиме, а два разбойника  эти со Мной на одном кресте  повешены будут: Тит − одесную, и ошую − Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное.

− Да отведет Бог от  Тебя это, Сыне! − отвечала она. И  пошли оттуда они к городу  идолов, который с приближением  их в холмы песчаные обратился».

 

«Апокалипсис Петра (эфиопская версия)»

«Ибо пришествие Сына Божия не явится приметным образом, но как молния, сияющая от востока до запада, так Я приду на облаке небесном с великим воинством во славе Моей.

Крест Мой будет идти  пред лицем Моим, и так приду  Я во славе Моей.

В семь раз ярче  солнца буду сиять Я, и так  приду Я во славе Моей с Моими святыми, с Моими ангелами, когда возложит Отец Мой венец на главу Мою, дабы судил Я живых и мертвых, и воздам каждому по делам его».

 

«Откровение Иоанна Богослова (апокрифическое)»

«И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих по лицу всей земли, и возьмут они с земли все славное и все достойное, и святые и чтимые иконы, и славные и честные кресты, и святыни церковные, и божественные и священные книги. И чтимое и святое все поднимется в воздух под облака. И тогда повелю Я поднять великий и священный скипетр, на коем простер Я руки Мои, и поклонятся ему все чины ангелов. И тогда будет поднято всякое естество человеческое на облака, как предрекал Апостол Павел: Вместе с ними будем мы восхищены на облака в воздухе, дабы ответить пред Господом. И тогда изойдет всякий дух злой, на земле, и в аду, где ни есть он от восхода Солнца до заката, и прилепятся к служившим дьяволу, или антихристу, и будут подняты на облака».

 

«Послание Двенадцати апостолов»

«Тогда мы сказали Ему: "Господи, то, что ты открыл нам, велико. Придешь ли Ты в силе какого-либо создания или в каком-либо обличье?" Он отвечал и сказал нам: "Истинно Я говорю вам: Я приду как возшедшее солнце, и Моё сияние будет всемеро сильнее его сияния! Крылья облаков принесут Меня в сиянии, и знамение креста будет идти предо Мною, и Я приду на землю судить живых и мертвых"».

 

«Учение Аддая апостола» (фрагмент об обретении Креста Господня)

«И в тот миг, когда она вошла в гробницу, она и дети ее вместе с ней, тотчас ее юная дочь упала и умерла без боли, без страдания, без какой бы то ни было причины для смерти. Когда цесарица увидела, что ее дочь внезапно умерла, она опустилась на колени и стала молиться внутри гробницы.

И сказала в молитве своей: "Бог, отдавший жизнь Свою смерти ради всех людей и который был распят на этом месте и положен в эту гробницу, и как Бог сокрушил все, встал и восставил с Собой многих, чьих идолов, изображения и языческих кумиров я отвергла. И они смотрят на меня, насмехаясь надо мной, и говорят: «Все это случилось с ней потому, что она отвергла богов, которым поклонялась, и уверовала в Христа, которого не знала, и пошла, чтобы почтить место гробницы Его и распятия Его». Если, о Господь мой, я недостойна быть услышанной, так как я поклонялась твари вместо Тебя, то сжалься ради почитаемого Твоего имени, которое нельзя поносить в этом месте так, как они поносили Тебя на месте распятия Твоего". Сказав так в молитве своей, страстный призыв свой она повторила перед всеми, кто был там.

Ее старший сын приблизился к ней и сказал: "Послушай, что я скажу твоему величеству, я думаю так и полагаю, что эта внезапная смерть сестры моей неспроста. Но событие это − чудо, за которое будут восхвалять Бога, а не порицать имя Его, как надеялись те, кто услышал об этом. Смотри, мы вошли в гробницу и нашли в ней три креста, и мы не знаем, который из этих крестов тот, на котором был распят Христос. Благодаря смерти сестры моей мы сможем увидеть и узнать, который крест − Христа. Христос не пренебрегает теми, кто верит в Него и умоляет Его". Она же, цесарица Протоника, несмотря на то, что ее душа была опечалена в то время, поняла, что сын ее сказал мудро, справедливо и правдиво все это. Она взяла в руки свои один из крестов и возложила его на тело дочери своей, которая лежала пред ней. И сказала в молитве своей: "Бог, явивший изумительные подвиги на этом месте, как мы слышали и уверовали, если это крест Твой, о Господь мой, и на нем человеческое Твое естество распято глумителями, яви силу и могущество Божественного естества Твоего, которое пребывало в человеческом, пусть воскреснет дочь моя и встанет, и прославится имя Твое благодаря ей. И когда душа ее вернется в тело ее, то будут посрамлены распинатели Твои и возрадуются почитатели Твои".

И она ждала долго после того, как произнесла это. Затем она сняла тот крест с тела дочери своей и возложила другой и сказала снова в молитве своей: "Бог, мановением Которого утверждаются миры и твари и Который желает жизни для всех людей, чтобы они могли обратиться к Нему, и не пренебрегает прошением тех, кто молит Его, если это крест Твой, о Господь мой, яви силу побед Твоих, как обычно, пусть воскреснет дочь моя и поднимется, и будут посрамлены язычники, поклоняющиеся вместо Тебя тварям Твоим, а верующие и праведные уверуют, дабы открылись уста их для прославления Тебя перед теми, кто отрицает Тебя». И, прождав долго после этих слов, она сняла второй крест с дочери своей. И она взяла тот третий крест и возложила его на свою дочь. И когда она собралась поднять глаза свои к небу и открыть уста для молитвы, в этот миг и в это время в мгновение ока, когда тот крест приблизился к мертвому телу дочери ее, дочь ее ожила, поднялась внезапно и восславила Бога, вернувшего ей жизнь посредством креста Своего.

Цесарица же Протоника, увидев, что дочь ее ожила, затрепетала и очень заволновалась. Но хотя и была взволнована, восславила Христа и уверовала в то, что Он Сын Бога живого. Ее сын сказал ей: "Моя госпожа, ты видишь, что если бы не произошло сегодня это, то случилось бы так, что мы могли бы оставить крест Христа, посредством которого воскресла сестра моя, а взять и оказать бы почесть одному из этих убийц-разбойников. Сейчас же мы смотрим и радуемся, и Христос прославлен благодаря тому, что Он совершил".

И она взяла Крест Христа и дала его Иакову, чтобы он сохранялся с почетом великим. Она также приказала, чтобы большое и прекрасное здание было построено на Голгофе, где Он был распят, и над гробницей, в которую Он был помещен, с тем, чтобы эти места почитались и чтобы там были дом молитвы и место для совершения службы».

 

«Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии»

«...Через несколько лет Понтия лишили власти, и мы возвратились в Европу, блуждая из города в город. Он влачил ношу скорби своей, отяготив душу. Я следовала за ним. 

"Жена Каина, – говорили  люди, – не отвергла изгнанного  мужа". 

Но что за жизнь  моя с ним? Дружба и доверие  не существовали более между  нами. Он видел во мне свидетеля  своего преступления, а я вижу  между нами воздвигающийся образ окровавленного креста, на котором он, судия, беззаконно пригвоздил невинную Жертву. 

Звук его голоса –  это голос произносящего приговор, еще леденит мое сердце. 

И когда муж после  трапезы совершает умовение, мне  кажется, что он погружает руки не в воду, но в дымящуюся кровь, следы которой не могут изгладиться. 

Однажды я хотела  поговорить с ним о раскаянии  и милосердии. Но не забыть  мне его яростного взгляда, его  слов, вырвавшихся из его уст. 

Скоро дитя моё умерло  в моих объятиях, но я не оплакивала его. Счастливец! Он умер блаженный, не испытавший проклятий, преследующих нас. Младенец сверг с себя страшную ношу своего отца. 

Несчастия везде бегут  вслед за нами, везде появились  христиане. Даже в дикой стране, где мы просили убежища у туманов морских, произносят с отвращением имя Пилата. 

Известно мне стало, что апостолы, прощаясь друг с другом перед отправлением на проповедь Евангелия, напоминали: "Он распят при Понтии Пилате". 

Это анафема, которую  будут повторять века! 

Прощай, Фульвия! Помолись  обо мне, да возможет Всемогущий  Бог одарить тебя счастием, которого  так желали мы друг другу. Прости!»

 

«Житие пророка Моисея»

«После же поднялись сыны израилевы от моря Красного в пустыню, называемую Сурь, и шли по пустыне три дня и три ночи, но не могли пить воду, потому что была она очень горькой, и прозвали они это место «горечь». И рассердились люди на Моисея, говоря: «Что нам пить? И мы, и скот наш умрем от этой воды, в Египте были воды для нас сладки, а в этой пустыне падут тела наши, сгорев от жажды водной. Покажи нам сейчас воду, которую пить!» И сильно рассердились люди на Моисея.

Взмолился Моисей Богу о людях этих, и явился ему Ангел Господень, держа в руках 3 ветви древесные: певг, кедр и кипарис. И сказал Ангел Господень Моисею: "Соедини эти ветви плетением во знаменье образа Святой Троицы и воткни их в воду Мерры, и этим сделаешь сладкими воды Меррские. Вот эта ветвь превратится в большое дерево, эта ветвь достигнет четырех сторон Вселенной. А это древо − Спасение миру. Этим древом будет побеждено коварство первого врага". И о прочем, чему предстоит быть, сказал Ангел Моисею, и затем ушел от него.

 

И сделал Моисей так, как велел ему Ангел Господень. Сплел он ветви древесные и воткнул их в источник у берега. И сказал Моисей: "Это древо − жизнь всего мира, это древо большую честь будет иметь. Со временем срубят его. Тогда соблаговолит прийти Всевышний. Но потом, когда захочет во плоти явиться всему миру, освящая преступленье женского естества, то на это древо руками беззаконных вознесется истинный свет. И увидите жизнь нашу своими глазами. А те беззаконники скоро окажутся в погибели, и вознесенному на древо поклонится весь мир. И как это древо ослаждает воду, так и кровь распятого освятит это древо. Ибо как древо осладило горькие воды Мерры, так и крест Христов осладил горечь языческого неверия. А теперь вы, ропщущие на меня, замолчите, этим древом вода осладилась, вы же, подойдя, черпайте и пейте, и поите скот ваш». И в тот же час осладились воды в Мерре, и начали пить ее все люди и скот"».

 

Богомильская легенда

Она рассказывает о времени, когда Бог и сатана засаживали рай деревьями. И вот во время посадки одного из таких деревьев Господь сказал, что на этом месте будет его тело, а дерево это будет служить изгнанием сатаны. После того, как сатана отверг Бога и был изгнан их рая, он стал черным, а дерево разделилось на три части, в центре образовался ствол Господа, а по бокам − стволы Адама и Евы. Но когда Адам и Ева вкусили с запретного дерева яблоко и были изгнаны из рая, их стволы распались, и только ствол Господа остался невредимым. Часть дерева Адама упала в реку и течением воды попала на землю Мадиамскую, а часть дерева Евы оказалась в Мерру. Как гласит легенда, из этих двух стволов и был сделан для распятия Крест.

 

«Золотая легенда»

Это сочинение Иакова Ворагинского, написанное около 1260 г., представляет собой собрание христианских легенд и занимательных житий святых. Одна из самых любимых книг Средневековья.

В легенде приводятся рассказы о Кресте Христовом, пришедшие из древности и основанные  на апокрифических сказаниях.

Основа истории о происхождении материала для Животворящего Креста взята из апокрифического «Евангелия от Никодима», из эпизода о беседе праотца Адама с его сыном Сифом; однако эта краткая история значительно дополнена.

Сын Адама Сиф пошел к Господу за маслом прощения для своего отца, находящегося при смерти. Но увидел архангела Михаила, который сказал ему, что через 5500 лет масло прощения будет даровано всему миру. Напоследок Михаил дал ветвь с дерева познания и сказал Сифу, что Адам будет исцелен, если он сможет эту сухую ветку оживить. К возвращению Сифа Адам был уже мертвым, и поэтому он вложил сухую ветку отцу в рот. На удивление, ветка ожила, и из нее разрослось дерево с тремя стволами, которое росло, пока не наступило время царя Соломона. Сначала царь хотел это дерево пустить на строительство храма, но из-за неподходящих размеров велел его пустить на строительство моста. Когда к царю в гости пришла царица Савская и увидела это дерево, она преклонилась перед ним и сказала, что из-за того, что на этом дереве будет повешен Спаситель мира, иудеев ожидает конец. В страхе Соломон приказал этот брус закопать. Через время его нашли и построили бассейн, вода в котором оказалась целебной. Когда Иисуса арестовали, эта древесина всплыла, и из нее было решено изготовить вертикальный столб, а остальные составляющие креста – подножье, поперечный брус и табличка − были изготовлены из других деревьев. Согласно этой легенде, получается, что в общей сложности для изготовления Креста Распятия использовались четыре породы деревьев – олива, пальма, кедр и кипарис.

 

Древнерусские апокрифы

«Слово святого Григория Богослова о Честном Кресте»

«Когда погребли Адама с венцом, который свил и возложил он на главу свою из ветвей того древа, из-за которого изгнан был из Рая и которые принес ему Сиф, сын его, а тому дал их ангел, вынеся из Рая, то выросло древо из венца, что был на главе Адама. И было оно велико — велико и удивительно [выросшим], разделяясь стволами натрое. И возрастали стволы вместе и были в семь раз выше всех других дерев».

О другом древе, на котором распят был разбойник верный:

Часть от того древа вынесла река Тигр из Рая, и осталась она на песке. И когда захотел Сиф помянуть отца своего Адама, показал ему ангел это древо, и возжег Сиф огонь на реке, именуемой Нил, и тем память сотворил отцу своему. И тот огонь будет неугасимым, и гореть ему до скончания мира непрестанно. И лютые звери стерегли тот огонь.

Но когда согрешил Лот и пришел к Аврааму на покаяние, и когда услышал Авраам, то так ужаснулся, что послал Лота на погибель, и сказал ему: "Пойди и принеси огня, что горит на Ниле реке". И пошел Лот, и увидел, что все звери спят, и взял три головни, и принес Аврааму. И увидел Авраам, и узнал все, и удивился. И повелел ему посадить их на высоком месте и поливать водою. И сказал: "Когда дадут побеги головни, тогда простится тебе грех тот". Хотя была вода далеко, трижды в день приносил Лот в устах своих и поливал головни, и так проросли они. И вознеслось древо удивительное и прекрасное».

О третьем древе, на котором распят был разбойник неверный:

«Часть от того древа принесла вода во время потопа. И когда спала вода, древо осталось при реке Мерре. Когда же вывел Моисей израильтян, не было у них питья, поскольку была вода горька. Моисей ходил в заботе, воду ища. И тогда сотворил молитву Богу, и показал ему ангел древо, и то древо лежало вверху [у реки] и цвело. И взял Моисей ветви от древа и крестообразно посадил их в реке, и стала вода пресной. И выросло древо превеликое, удивительное и прекрасное».

Как зародились эти деревья и как выросли такими?

«Когда насаждал Господь Рай, не было с ним тогда ни одного ангела − только Господь и Сатанаил. И что велел Господь сажать, Сатанаил крал от всех растений тайно от Господа и рассыпал посреди Рая. Господь сказал: "Тут будет тело Мое, и Я Сам тут буду, и послужит это твоему изгнанию". И удалился. И сказал Сатанаил: "Господи, благослови то, что мы насадили". Господь сказал: «Здесь Я посреди Рая". И когда подошел Сатанаил, то увидел древо свое. Древом этим был изгнан он из Рая. И почернел Сатанаил и стал дьяволом.

Древо же выросло в три ствола: один ствол − Адам, второй ствол − Ева, третий ствол, средний, − сам Господь. И когда согрешили Адам и Ева, тогда упала часть Адамова в реку Тигр и вынесла река ее из Рая. А когда наступил потоп, то понесла ее вода, а когда иссякла вода, то древо выросло при реке Мерре. А Евина часть упала в Раю».

Как снова соединились эти древа в Иерусалиме?

«Когда приказал Господь Бог Соломону воздвигнуть дом Божий, святой Сион, ниспослал Господь перстень Соломону, чтобы он повелевал всеми бесами. И строил Соломон дом Божий, святой Сион. И искал древо, чтобы покрыть церковь. И указали ему древо, что посадил Моисей в Мерре. И пошел, и срубил древо, и впрягли в древо 80 буйволов. И стемнело на Иордани, и поднялась буря великая, и утонуло древо в Иордани, и не нашли его.

И указали ему другое древо, что из головней выросло, и пошел он к древу, которое было от головней. Был многочисленный народ, всех три тысячи людей, которые веровали в древо, то древо творило чудеса великие, и все думали, что на том древе распят будет Господь. Когда хотел древо срубить Соломон, люди не давали ему и говорили ему: "О Соломон, не позволим тебе древо срубить животворное. Где видел ты, чтобы три головни проросли, и чудо творит оно великое? И многие находят в нем спасение, потому что на нем распят будет Господь". Соломон же многих убил и срубил древо. И принес его в Иерусалим. Люди же, верующие в древо, собрали ветви древесные и принесли с плачем в Иерусалим, и смотрели на древо.

И принес Соломон древо в церковь, и не подошло туда, куда хотели его поставить. И опечалился Соломон. И услышала Сивилла о древе, и пришла посмотреть на него, и села на древо, и опалил ее огонь. Тогда Сивилла изрекла: "О трижды проклятое древо! " Все же люди воскликнули в один голос: "О трижды блаженное древо на котором будет распят Господь". Тогда Соломон поднял древо и прислонил его в церкви.

Один муж по имени Елисей плотничал при Иордани, и упал топор в Иордан и вонзился в древо, что утонуло в Иордани. И пришел он, и поведал Соломону. И пошли и взяли древо, и узнали его, и принесли в Иерусалим, и примерили к церкви, и оно не подошло. И приставили его к первому древу. И сказал Соломон: "О великое чудо! Эти древеса отличаются высотою и красотою, но не могут подойти. Где же найдем другое дерево выше этих дерев? " И спросил демонов, которыми владел печатью Господнею. Они же сказали: "Видели древо далеко, в Эдеме, высокое и удивительное, и прекрасное. Но страшно нам о нем говорить". Соломон сказал: "Заклинаю вас печатью Господнею, что дал мне сам Бог, идите и принесите его сюда, взяв за вершину и за корни". И пошли демоны и вырвали древо с корнем, и захватили Адамову главу в корнях, и принесли в Иерусалим, и отсекли древо от корней.

И измерили на земле древо, и оно подходило, но на церкви его намного не доставало. Соломон сказал: "О великое и предивное чудо! Три дерева отыскал, каких нигде больше не найти, и великие чудеса творят, и на земле кажутся большими, на церкви же их намного не достает. И все происходят от одного древа". И прислонил их в церкви, и поставил сторожей, чтобы охраняли деревья.

Спросил Соломон демонов: "Далеко ли от Эдема до Иерусалима? " Демоны сказали: "В 50 тысяч и шестьсот и 53 мили расстояние, ибо измерили мы это расстояние, сколь велико оно"».

 

Повесть о главе Адамовой

«Глава же Адамова осталась в корнях, и никто не видел ее. Соломон же отправился на охоту, и застигла его внезапная буря. Слуга его, носящий верхнюю царскую одежду, отстал от царя, увидел пещеру и спрятался в ней вместе с борзой собакой и ястребом. И, прячась там, увидел, что пещера из кости, а не из камня. Когда утихла буря, вышел слуга и отыскал царя. И сказал ему Соломон: «Раб, куда ты делся с моей одеждой? Меня дождь вымочил, а ты как остался сухим?» Слуга ответил: «Господин, увидел я пещеру и влез в нее с борзой и с ястребом, а конь мой снаружи стоял. И увидел я, что пещера костяная, а не каменная». Царь же пошел наутро и приказал очистить пещеру от корней и земли. И понял, что это Адамова глава и что она вынесена вместе с древом, которое дал Сифу ангел, когда Адам умирал».

Каким было то древо? Где взял его ангел и дал Сифу?

«Когда крал Сатанаил у Господа, то сказал Господь: "То, что крадешь ты у меня, тебя же и прогонит". И так изгнал его. И выросло древо тройное − часть Адама, часть Евы, посреди же − самого Господа Бога. Адамово древо вынесла Тигр река, а от Господней части дал архангел Сифу, и Сиф принес Адаму, и свил себе венец Адам. А из венца того древо произросло. Евина часть приплыла с потопом.

И когда понял Соломон, что то есть Адамова глава, перенес ее в центр Иерусалима. И призвал, и сошлись все люди, и повелел им, сказав: "Что я буду делать, то же и вы, глядя на меня, делайте". И взял камень Соломон и, поклонившись главе, сказал: «Кланяюсь тебе, как первому творению Божию», и, бросив камень на главу, сказал: "Бью тебя как отступника Божия". И весь народ побросал камни. И вырос Литостратон, − по-еврейски − "Побиение". Ибо собрался тут народ всего Иерусалима.

И когда совершилось предание Господа нашего Иисуса Христа, привели к Пилату Христа и двух разбойников. Пилат приказал, и сделали из тех дерев три креста. И распяли Христа на древе, что выросло из главы Адама, а разбойника верного распяли по правую руку Христа на древе, выросшем из головней, а разбойника неверного распяли по левую руку Христа на древе, которое выросло в Мерре реке, посаженное Моисеем».

 

«Голубиная книга»
(русские духовные стихи, старообрядческий апокриф)

«…И котора древа всем древам отец?
Кипарис-древо – всем древам отец.
Почему кипарис всем древам отец?
Потому кипарис всем древам отец, −
На нем распят был сам Исус Христос,
То Небесной Царь.

…Кое древо всем древам мати?
Кипарис-древо всем древам мати.
Почему то древо всем древам мати?
На тем древе на кипарисе
Объявился нам животворящий крест.
На тем на кресте на животворящем
Распят был сам Исус Христос,
Исус Христос, Царь Небесный, свет,-
Потому кипарис всем древам мати.

 

Предание о древе Креста Христова

Предание связывает происхождение древа Креста с Лотом.

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе́, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его» (Быт. 19. 30). Дочери его решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому они напоили вином своего отца и, быв с ним в близости, зачали от него. От их детей впоследствии пошли два народа − моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей. Однако это был и его грех. Дальнейшая история не вошла в Священное Писание, но сохранилась в Предании Церкви.

Лот, видевший правосудие Божие и чудеса, явленные на Содоме, будучи праведен и совестлив сам, просил у своего дяди Авраама помочь ему вымолить у Господа прощение в своем грехе. Перед разрушением Содома Бог явился Аврааму в виде трех Ангелов, а после Своего ухода оставил в его доме три посоха. Эти посохи Авраам передал Лоту, сказав посадить их в землю и поливать. Если сухое дерево пустит корни и прорастет, то значит, грех Лота прощен. Около 33 лет нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Диавол искушал его, принимая вид человека, просил пить и выпивал или выливал всю воду. И вот три посоха проросли тремя вечнозелеными деревьями: кедром, кипарисом и певгом (сосной) − и срослись в один ствол с тремя верхушками, являя образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен.

Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исаия говорит: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис, певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60. 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижении).

Крест Христов называется кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7). Кедр и кипарис упоминаются в числе райских деревьев в книге прока Иезекииля [31; 8]. Готовясь к строительству Дома Господня. Соломон просил Хирама, царя Тирского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар. 2. 8).

Дерево, посаженное Лотом и взращенное великим трудом в покаянии, выросло очень необычным и красивым. Царь Соломон хотел использовать его для строительства храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу здания, и подходящим нашли именно это Дерево. Его спилили, но использовать так и не смогли, ибо оно постоянно менялось в размерах − то сокращалось, то увеличивалось.

Есть также предание, сохранившееся в западном христианстве, что после этого балку, сделанную из сего Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе (по другой версии, использовали для изготовления моста через реку). Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на эту балку отдохнуть, но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, она предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.

Впоследствии на этом месте была построена купальня для омовения жертвенных животных. Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие (по разным преданиям, это или Силоамская, или Овчая купель). Незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, этому бревну, наконец, было найдено окончательное применение.

Другое предание говорит о том, что первосвященник Каиафа знал, что это − то самое дерево Лота, и рассудил, что раз это древо греха, то из него и нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям; что и сделали. Однако остается неясным вопрос: какая часть Креста была сделана из этого Древа, вертикальная или горизонтальная, − хотя есть мнение, что вертикальная.

Существует и ещё одна легенда о происхождении древа для Креста, связанная с Лотом. Когда Аврааму в Мамвре явился Бог в виде трёх ангелов, то они перед уходом в Содом оставили ему три своих посоха. Их и отдал Авраам Лоту после его грехопадения с дочерьми, велев посадить посохи в окрестностях Иерусалима и поливать водой из Иордана. Лот, стремясь искупить свой грех, выполнил поручение Авраама: посадил посохи в долине, сам носил воду из Иордана, боролся с сатаной, искушавшим его через помыслы. Посохи проросли и выросли в триединое дерево пинию-кипарис-кедр. Далее судьба дерева повторяет историю, описанную в «Золотой легенде».

Православный монастырь Святого Креста, один из старейших в Иерусалиме, согласно преданию, построен там, где Лот посадил древо Креста. Серебряный круг в часовне позади главного алтаря монастырской церкви отмечает это место, почитаемое как священное. 

Источники:

1. Электронные публикации Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома) 

2. Новозаветные апокрифы 

3. Журнал «Православный просветитель» 

4. Апокрифы о крестном древе. Словарь книжников и книжностиДревней Руси (Под ред. Д. Лихачева). 


Подборку подготовила Екатерина МАКАЛЕЦ

Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.