При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Кулич: история, символика, традиции

09.04.2015

Кулич6.jpg

Пасхальный кулич на нашем столе − не просто дань кулинарной традиции предков, а еще одно символическое напоминание о Воскресшем Христе. Своим происхождением он обязан артосу - квасному хлебу, который, как известно, освящается пасхальной ночью и остается в храме перед открытыми царскими вратами.

В свою очередь артос напоминает нам о том, что апостолы получали наставления от Воскресшего Господа во время своих трапез. Ученики, собираясь вечерять, оставляли место в середине стола незанятым, и ставили напротив него большой  цилиндрический хлеб, как бы подчеркивая, что они ждут Спасителя на ужин. Со временем такой символ приуготовления и ожидания встречи с Христом был перенесен в храмы, где артос остается всю Светлую седмицу и во время ежедневных крестных ходов выносится вместе со святынями храма, а в субботу после благословения раздается верующим. По всей вероятности, желание иметь дома свой пасхальный артос и стало поводом к появлению куличей.

Как свидетельствует насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Иов (Гумеров), обычай готовить к Пасхе куличи возник на Руси не ранее XVI века. Он же добавляет, что русское слово «кулич» происходит от греческого kollikion, что означает круглый хлеб. Это слово также «проявляется» и других европейских языках, например, kulich  в испанском или koulitch во французском. Так или иначе, ставя кулич на праздничный стол, хозяева дома уповают, что на их трапезе невидимо присутствует Господь.

Еще одну интересную трактовку символики пасхального кулича приводит протоиерей Артемий Владимиров, который говорит, что кулич, квасной хлеб со всеми своими ингредиентами (изюмом, орехами, цукатами и пряностями) являет образ преображенного Воскресением Христовым космоса − неба и земли. Но если артос имеет литургическое значение, то приготовление и освящение домашнего  кулича − благочестивый народный обычай.

В разных весях пасхальный хлеб имел свое название, так, например, в южнорусской и украинской кухне прижилось название «паска», а в центральной России – «кулич», в то время как пасхой называют блюдо из творога. Праздничный хлеб обычно выпекался для каждого члена семьи, размеры его для каждого домочадца были разными, но обязательно пекли и одну большую паску − для всех. Украшали её узорами из теста − двойными крестами, решётками, венками. Этим украинская паска отличается от русского кулича, который не украшают узорами, а просто заливают белой сахарной глазурью и посыпают разноцветным «пшеном». В Галиции и Закарпатье паску пекут в виде круглого хлеба с особым орнаментом сверху: жаворонок со сложенными в форме восьмёрки крыльями, колосья и цветы. На Русском Севере, по словам знатока и реконструктора национальной русской кухни Максима Сырникова, еще 150 лет назад пекли не куличи, а так называемые челпаны − пасхальные караваи на молоке из ячменной муки. У болгар, молдаван и румын обрядовый хлеб называется «козунак» и готовится как на Пасху, так и на Рождество.

Характерно, что кулич показывает одно из формальных различий пасхи иудейской, которую отмечают опресноками, и новозаветной.

Будучи, таким образом, выделенным из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу.

Главное отличие пасхального хлеба от повседневного  − это сдоба. «Богатство» выпечки традиционно определялось числом накопленных в хозяйстве за время Великого поста скоромных продуктов: яиц, масла, молока и других. Именно поэтому можно встретить рецепты кулича, в состав которых входит до ста яиц на два килограмма муки − так пекли куличи наши прабабушки, чтобы накормить свои семьи, где было десять и более детей. Во время расстойки теста всю эту шумную ораву выгоняли из помещения − чтобы тесто как следует поднялось, не допустимы топот и громкие разговоры, да и вообще лучший пасхальный хлеб получается, если делать его с молитвой. Нежную выпечку, чтобы она не опала от перепада температур после печи, ставили остывать на пуховой подушке.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку была столь велика, что в советской России даже во время войны верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения чёрный хлеб. В послевоенное время не исчезли куличи и с прилавков магазинов – ежегодно они появлялись в продаже незадолго до Пасхи, замаскированные  под "весенние" кексы.

Настоящий русский кулич – высокий, имеет цилиндрическую форму. В тесто добавляются изюм, цукаты, верх украшается глазурью, крашеным пшеном и литерами, символизирующими Воскресение Христово − ХВ. Чтобы придать тесту «царский» золотистый оттенок, в кулич добавляли шафран.

Антонина МАГА


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.