Этот безумный, безумный, безумный… грек?

23.08.2016

i-participated-in-a-colored-flour-war-in-galaxidi-greece__880.jpg

Мы очень любим греческую культуру, но при всем нашем духовном родстве порой можно заметить, что обычаи и привычки греков могут очень и очень удивить.

Первое, что удивляет, когда соприкасаешься с повседневной жизнью Греции, – то, что при всей общей набожности народа (в Греции вера — действительно не пустое слово, а часть образа жизни, включенная в ежедневный быт), каждый местный очень суеверен. Нельзя сказать с уверенностью, что именно сыграло роль в установлении такой традиции, может быть, древние языческие традиции великой Эллады?

Тем не менее, пусть вас не удивляет, что в стране, где все пронизано уважением к Православию и основная часть праздников прямо или косвенно связана с Церковью и религией, очень многие носят обереги. Чаще всего вешают на одежду голубую бусину с глазком внутри — «кошачий глаз». Его же носят на ключах в качестве брелока или вешают в машине. Греки и всем туристам предлагают «защититься» таким образом от сглаза, выкладывая этот суперпопулярный сувенир на прилавок почти в каждой торговой точке.

211.jpg

А вот длинные четки, которые также предложат вам продавцы лавок и которые вы можете неоднократно увидеть в руках у завсегдатаев греческих кофеен, как раз не имеют обычно для греков никакого религиозного значения – это только способ убить время.

Греки часто следуют даже самым странным правилам: например, при ощущении опасности тут же начнут плевать через плечо, конечно же, как принято – три раза. И упаси Вас Бог в Греции начать кого-то истово хвалить – здесь это считается совершенно неприемлемым, ведь, превознося успехи или желая особенных достижений, вы можете, по мнению греков, «сглазить» человека или его начинание.

К странным, но забавным суевериям и приметам можно отнести и обычай, сопровождающий крещение младенца в Греции: крестные должны подарить ему золотой крестик на цепочке и полный набор воскресных туалетов, включая ботиночки, а то будет считаться, что крестник «пойдет по жизни, спотыкаясь и в бедности».

0412b8676161359e389207cfbd18d223.jpg

Среди огромного числа религиозных праздников, которые отмечают в Греции, особенно выделяется 21 мая, когда анастенарийцы – маленький народ Северной Греции – отмечают праздник Огнехождения (Пировасию).

Трехдневное торжество начинается с традиционной общей молитвы и покаяния в грехах, а заканчивается феерическим огненным зрелищем на центральной площади селения, которое сопровождается песнями и танцами на раскаленных углях.

Начало традиции огнехождения положила история о том, что в 1250 году врагами был подожжен христианский православный храм. Местным жителям удалось проникнуть внутрь и вынести иконы. После этого, считают местные жители, святые в знак благодарности наградили анастенарийцев умением ходить по огню, не обжигая себя.

PIROVASSIYA-V-GRETSII_glav.jpg

Конечно, Элладской Православной Церковью этот странный праздник не признается, однако его участники все равно верны своим традициям и искренне верят в то, что во время праздника им покровительствуют равноапостольные царица Елена и ее сын царь Константин.

Но и с признанными православными праздниками в Греции связано немало странностей. Так, например, на главный в году праздник – Пасху – здесь принято устраивать по-настоящему масштабное и шумное веселье. Во множестве греческих городов Пасха напоминает новогодние празднования в России: здесь и ночные гуляния, и песни на всю улицу и главное – множество самодельных фейерверков, настоящее пиротехническое шоу. Некоторые города даже устраивают негласное состязание – «битву фейерверков»: кто красивее и ярче зажжет Пасхальную ночь. Особенно этим славится остров Чиос, для них это развлечение – уже традиция.


Другая странная история происходит за семь недель до Пасхи в городе Галаксиди: в первый день Великого поста жители устраивают мучные бои. Чистый понедельник ассоциируется у греков с белым цветом, именно поэтому символом первого дня поста выбрали муку: люди собираются на улицах и площадях и с утра до вечера бросаются ею друг в друга.

След этой традиции идет из лет османского владычества: по легенде, жители Галаксиди однажды устроили фестиваль в знак протеста против турецких запретов на традиционные греческие праздники, во время которого устроили шуточный бой мукой и другими продуктами. Так было или нет, но традиция праздника, однако, осталась в веках.

i-participated-in-a-colored-flour-war-in-galaxidi-greece-3__880.jpg

Многие люди в этот день предпочитают не выходить из дома, чтобы не быть с головы до ног перепачканными в муке. Те же, кому обязательно нужно выйти на улицу, облачаются в балахоны и маски. А городская администрация признается: чтобы потом отмыть все здания от муки, требуется больше недели!

Великим постом принято рисовать Кира Саракости – «госпожу поста». Она подвешивается на видном месте в доме до самой Пасхи. Эта кукла – календарь, по которому считают недели Великого поста, именно поэтому у нее семь ног. В конце каждой недели отрывают по одной ноге, а последнюю из ног скатывают в шарик и помещают в пасхальный пирог. И именно тому, кому попадется эта ножка в кусочке праздничного пирога, по поверию греков, весь год будет сопутствовать удача. В некоторых регионах «госпожу поста» выпекают из соленого теста, где-то делают тряпичную куклу – не важно, из чего именно она сделана, главное , чтобы кукла отвечала аллегорическому изображению идеала проведения поста: именно поэтому у такой куклы нет ушей – чтобы не слышать дурного, нет рта  – чтобы хранить пост и молчание, а скрещенные руки и крест над головой – чтобы молиться и посвятить свою жизнь Богу.

recipe_main_kyra_sarakosti.jpg

В городе же Корони верующие всю Страстную седмицу держат строгий пост, во время которого ничего не едят и даже не пьют! А те из местных жителей, кто не выдерживает, «спасаются» следующим образом: они пьют уксус, разбавленный небольшим количеством воды, в который добавляют паука. И даже не спрашивайте, зачем…

«Малой Пасхой», вторым по значимости праздником в Греции, считается Панагия – Успение Пресвятой Богородицы. В этот день греки чтят также сразу все Образы Девы Марии (а здесь их более тысячи!), устраивая настоящий общенациональный праздник почитания Богородицы. Особенно много людей стекается на остров Тинос. Многие из них от самого порта проходят многочасовой путь на коленях до храма, порой стирая ноги в кровь, несмотря на специально устланный мягкими дорожками паломнический путь. Они верят, что пройдя это испытание, можно получить благословение и исцеление от чудотворной иконы Мегалохари. Эта икона была чудесным образом обретена из-под спуда в начале XIX века, когда началось национально-освободительное движение греков против многовекового османского ига. Почти 200 лет этот образ является духовным символом независимой Греции.

2016-08-23_11-29-51.png

Ну, и, наконец, про Новый год. В Греции вовсе не святой Николай приносит радость и счастье в каждый дом в новогоднюю ночь, как это принято по всей Европе. У греков это делает святой Василий – Айос Василис (Άγιος Βασίλης).

К сожалению, эта традиция уходит в прошлое, уступая индустрии распространения Санта-Клаусов, но все-таки во многих городах и селах вестником праздника, приносящим подарки и радостное настроение, по-прежнему является полная противоположность известного всем по рекламному образу упитанный невысокий бородач. Святой Василий – очень высокий и очень худой, с короткими черными волосами и длинной черной бородой с проседью, он не лазает по дымоходу и не летает по небу на санях, запряженных оленями. Он одет в костюм, похожий на одежду священника, а шапка греческого «Деда мороза» сильно напоминает тиару.

Благодарим за помощь в подготовке материала
международный православный фестиваль
«Артос. Россия-Эллада»

 

 

 

 

 

 

 

 


Код для вставки на блог или сайт (развернуть/свернуть)

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники Телеграмм



Версия материала для печати
КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами: 
- Яндекс-деньги: 41001232468041
- Webmoney: 391480072686
- На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода: 

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове 
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17  
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001 
ОГРН 1037739274264  
ОКАТО 45263594000  
Банковские реквизиты:  
р/с 40703810900180000148 
в ОАО «МИнБ» г. Москва 
к/с 30101810300000000600 
БИК 044525600 

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта". 

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове. 

Возврат к списку