RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Любимый, но забытый

01.12.2017

332.jpg

Пушкин, Толстой, Достоевский  фамилии известные по всему миру, ведь их произведениями до сих пор зачитывается множество людей разного возраста, разного социального статуса. Но есть и те наши родные русские писатели, о которых мы незаслуженно забыли или же отнесли их по ошибке и безграмотности только лишь к детским и не открываем потому смотрящие на нас с полок собрания их сочинений. Один из таких «забытых, но родных» – Дмитрий Наркиссович Мамин-Сибиряк. В этом году отмечались165 лет со дня его рождения и 105 лет со дня смерти кончины.

 

Что первое приходит на ум, когда мы слышим фамилию Мамина-Сибиряка? Думаю, многие сразу же вспоминают детскую книжку с удивительным и чудесным рассказом «Серая шейка». Да и многие вообще сочтут этого автора писателем исключительно детским. Однако если мы копнём немного поглубже и познакомимся с его зрелым творчеством, то будем, по крайней мере, удивлены.

Известный писатель родился в семье священника, который служил в Висимо-Шайтанском заводе Вехотурского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Висим Свердловской области). Учился в Пермской духовной семинарии. В 1872 году поступил на ветеринарный факультет Петербургской медико-хирургической академии; не окончив её, перешёл на юридический факультет Петербургского университета. В 1877-м был вынужден из-за бедности оставить учебу и уехать на Урал, где прожил четырнадцать лет. Затем жил в Петербурге и Царском Селе. Начал печататься в 1875 году, его первое произведение «Тайны зелёного леса» посвящено Уралу.

С 1882 года начинается второй период его литературной деятельности. С появления очерков из приисковой жизни «Старатели» Мамин, ставший подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро приобретает известность. Выходят его уральские рассказы и очерки: «На рубеже Азии», «В камнях», «Все мы хлеб едим», «В худых душах», «Золотуха», «Бойцы», «Переводчица на приисках», «Дикое счастье», «Авва», «На Шихане», «Башка», «Гроза», «Блаженые» и другие. В них уже явно намечается авторский стиль: стремление к изображению природы и её влияния на человека, чуткость к переменам, совершающимся вокруг. С одной стороны, автор живописал полную гармонии величественную природу, с другой – людские неурядицы, тяжкую борьбу за существование.

Подпись «Мамин-Сибиряк» осталась за писателем навсегда. Но многие свои произведения, в особенности этнографические статьи, он подписывал псевдонимами Баш-Курт и Оник. В 1883 появился первый его роман из заводской жизни на Урале «Приваловские миллионы». Автор характеризует людей труда, типажи, фигуры, новые в русской литературе. Второй роман – «Горное гнездо» (1884) – описывает горно-заводский край с разных сторон. Здесь Мамин выразил свою идею о стихийных силах, слепо действующих в жизни. Естественным продолжением «Горного гнезда» является роман «На улице», где действие происходит в Петербурге. В нём показано становление капитализма, сопровождающееся ломкой старого уклада жизни, прежних идеалов, идейными шатаниями и поисками в среде представителей интеллигенции. В романе «Три конца» (1890) автор рассказывает о жизни раскольников на Урале.

В 1891 году Мамин-Сибиряк окончательно перебрался в Петербург. К этому времени относятся его большой роман «Хлеб» (1895) и повесть «Братья Гордеевы». Романом он закончил серию произведений, рисующих малую Родину, её нравы, обычаи, общественную жизнь, дореформенный и пореформенный быт. Множество рассказов посвящено всё тому же краю.

Мамин-Сибиряк выступает также как писатель о детях и для детей, Его сборник «Детские тени» имел очень большой успех. Мамин-Сибиряк автор романа «Золото», рассказов и очерков «Родительская кровь», «Лётные», «Лес», «Отрава», «Последняя треба», «Лебедка», сборника «Около господ». Его перу принадлежат также драматические произведения, легенды, исторические повести. Некоторые произведения отмечены чертами натурализма. Свои первые шаги в литературе, сопровождавшиеся приступами острой нужды, отчаяния, автор описал в романе «Черты из жизни Пепко» (1894). В нём раскрыты миросозерцание писателя, принципы его веры, взгляды, идеи; альтруизм соседствует с отвращением к людской недоброжелательности, к грубой силе, пессимизм - с любовью к жизни и тоской о её несовершенствах.

В последние годы жизни писатель тяжело болел, но продолжал писать. Скончался Мамин-Сибиряк 15 (2) ноября 1912 года, через несколько дней после своего 60-летия. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Художественный талант Мамина-Сибиряка высоко ценили Н.С. Лесков, А.П. Чехов, И.А. Бунин, но мы, люди XXI века, что можем услышать и почерпнуть полезного в трудах этого писателя? Известно, что люди не меняются с годами, со временем грехи человеческие становятся лишь изощренней, но не меняют своей тлетворной и разлагающей душу человеческую сути. В одном из своих произведений, характеризуя персонажа, Дмитрий Наркиссович говорит о нём так: «Наживать для того, чтобы еще наживать, сделалась той скорлупой, которая с каждым годом все толще и толще нарастала на нем и медленно хоронила под своей оболочкой живого человека». Это фраза из романа «Приваловские миллионы» вполне могла бы стать характеристикой и для некоторых наших современников. В его романах действительно очень много написано о нашей обычной жизни, о жизни таких же людей, как и мы.

Но назовёт ли кто-нибудь из нас название хоть какого-либо романа Мамина-Сибиряка? К сожалению, нет! Удивительный, тонкий, добродушный и действительно душевный писатель откликается в нашей памяти лишь рассказом «Серая шейка». Да ведь помимо этого рассказа у него есть ещё другие чудесные сказки и рассказы для детей. Произошло это после того, как в 1892 году скончалась его любимая жена, и Дмитрий Наркисович стал сам воспитывать малолетнюю дочь. Подготовленные им сборники «Аленушкины сказки» и «Детские тени» неоднократно переиздавались еще при жизни автора. Они не только учат любить и понимать родную природу, они по-настоящему учат добру.

«Какую же последнюю книгу Мамина-Сибиряка вы прочитали?». Этот вопрос, наверное, вызовет обескураженный взгляд и улыбку современного постоянно чем-то очень важным занятого человека. Только вот не делает нам чести наша безграмотность. Уже давно известно, что мозг любого человека деградирует без упражнений, как, в общем-то, и мышцы в теле человека. Как вы думаете с чем связано появление множества тренингов, обещающих научить общаться? Может, с тем, что когда-то давно мы забросили чтение, словно плохую привычку, и именно оттого разучились говорить и понимать друг друга?

«Чем же нам могут помочь книги, написанные двести, триста, четыреста лет назад? Мы ведь живём в совершенно иную эпоху!», – восклицает теперь не только молодёжь, но и старшее поколение, не отрывая своего лица от экранов и мониторов. Да действительно изменилось время, но не поменялись люди! Всё так же забываем мы о добре, всё так же ищем наживы, по-прежнему боремся за лучшее место под солнцем, порой забывая оглядываться вокруг себя в пылу непрекращающейся борьбы… Пора остановиться и начать читать самому, читать со своими детьми сказки! Этим мы не только обогатим себя, но и действительно почтим память великого писателя.

Юрий КИЩУК

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓