При поддержке Управления делами Московской Патриархии

За невестой в Сибирь

23.04.2017

_E0A3233.jpg

Священники-романтики. Непривычное сочетание? А как назвать тех, кто едет в Нарымский край,  созидает там и христианские общины, и семейное счастье? Издавна этот регион считался ссыльным. Большая часть населенных пунктов рассыпана по Васюганскому болоту, одному из самых больших в мире. С мая по август – нещадный гнус, в зимние месяцы бывают морозы ниже минус пятидесяти. Между тем музыканты, физики и другие лирики ныне несут священническое служение именно здесь – в Колпашевской епархии, расположенной на севере Томской области. В день Антипасхи, который в народе известен как Красная горка – пора совершения свадеб после долгого перерыва на Великий пост, портал «Приходы» расскажет о батюшках Колпашевской епархии и их «половинках».


_E0A7765.jpg

 

Верность полету души

В начале 2000-х семинарист Алексей Коновалов приехал из Сибири на практику в православную епархию в Казахстане, увидел в храме красивую девушку, преданно ждал четыре года, когда ей исполнится восемнадцать, и увез ее в отдаленный городок Томской области. Сейчас это счастливая семья с детьми. Алексей стал главным священником Вознесенского кафедрального собора в Колпашеве, ему поручили епархиальную комиссию по вопросам семьи и детства. Супруга Ирина Юрьевна руководит Отделом религиозного образования и катехизации.

_E0A7751.jpg

Ирина окончила Томский педагогический университет и факультет психологии Томского государственного университета. Родители молодыми поехали в Казахстан «на подъем целины», как тогда говорили. Мама – микробиолог. Сейчас родители живут в Томске. Ирина обладает многими талантами. Благодаря ее мудрости и профессионализму налаживаются хорошие связи епархии с педагогическим сообществом региона. А фотографии, которые она размещает на сайте после поездок в отдаленные селения, свидетельствуют о хорошем художественном вкусе.

_E0A4346.jpg

Священник Александр Фрейдман родился на Урале. С отличием закончил Тюменский государственный университет по специальности «теоретическая физика». После службы в армии приехал в Томск, работал, потом окончил Томскую семинарию и был рукоположен в священный сан.  В этом году ему будет 45 лет и 20 лет служения в сибирской провинции. Он не только настоятель Преображенского храма в крупном селе Парабель, но и миссионерствует во всех отдаленных селениях Нарымского края. На вопрос, почему он не уехал к отцу в Израиль, отвечает, что здешний менталитет ему больше по душе. Супруга Ксения Васильевна – с музыкальным образованием, регент церковного хора, придумала технологию спевок по телефону с отдаленными храмами. Дочь закончила музыкальную школу в Парабели, сын – школьник, победитель олимпиад по физике.

_E0A5286.jpg

 

На дороге к Оптиной остались
только священник с дочкой

Но одна история особенно романтична – как студент московской  Российской академии музыки имени Гнесиных приехал в Сибирь и стал там священником. Иерею Игорю Мозговому, клирику Преображенского храма в Парабели, 35 лет.

– С будущей женой мы познакомились в Оптиной пустыни. Совершенно случайно. Это был 2004 год. Я уже начал в храм ходить. У нас в Гнесинке были православные ребята, с которыми можно было о христианстве поговорить.  Мне было тяжело после родительского очага привыкать к общежитию на шумном Хорошевском шоссе, к огромной Москве. Стал я ходить к нашим ребятам православным, и узнал, что есть Оптина пустынь. Позвонил в общество «Радонеж», но мест уже не было в паломнической группе, и решил своим ходом. И когда вышел из пригородного автобуса, смотрю – только священник с дочкой и больше никого. Через лес надо было какими-то тропами идти, и я попросился к ним в попутчики. Оказалось, они из Томской области. Отец Сергий Королев бывал  в Оптиной с 1993 года, и даже накануне – за две недели – до убиения трех оптинских монахов.

Два дня в монастыре я с попутчиками общался, потом мы обменялись адресами, друг другу письма писали. Я писал отцу Сергию, потом он стал редко отвечать, а Ксения ему говорит: «Что ж ты не пишешь? Ну ладно, давай я ему напишу». И стали писать письма друг другу. В 2006 году по благословению духовника съездил в Томскую область. Ксения говорила:  «Думала, ты вообще сюда не приедешь, огромное расстояние – 4 тысячи километров».

_E0A4204.jpg

Потом они Ксению к нам направили на поезде. Во Владимире, где живут мои родители, я ее встретил, она познакомилась с нашей семьей. И мы повенчались. Ксения в Москве поступила в Свято-Пантелеимоновское медицинское училище сестер милосердия.

Вы еще учились в  Академии Гнесиных?

– Когда мы поженились, я заканчивал второй курс аспирантуры. Подрабатывал – играл в оркестре народных инструментов имени Осипова, в музыкальном театре в Митино со странным названием «Монотон», но там ансамбль был народный, и я там играл.

На каком инструменте?

– На балалайке. Я с детства  очень люблю народную музыку.

_E0A5163.png

 

Все гнесинцы начинали
с «Большого Вознесения»

В Москве в то время  проходили фестивали православной  музыки. Вы их посещали?

– Священником я стал  полтора года назад, но вся моя прошлая жизнь была связана с музыкой светской.  Я играл на балалайке – учился семнадцать лет, играл 25 лет.  В Гнесинской академии, кроме народной музыки,  мы играли и классику, и современных композиторов. Мое знакомство с музыкой церковной началось с 1999 года, когда я стал ходить в монастырь во Владимире, откуда я родом. Я не знал всех авторов, но вся церковная музыка мне очень нравилась. Я особенно не разбираюсь, где Бортнянский, где Архангельский, где Кастальский.

Почти все гнесинцы начинали ходить в храм, где венчался Пушкин, – Большое Вознесение у Никитских ворот. Недалеко от Поварской, где Гнесинка.  Туда гнесинцы начинали ходить, а потом ответвлялись в свои церкви. Кто имел голосовые данные, устраивался в хоры и там пел. Я года два туда походил, в Большое Вознесение.

Как прихожанин, или  в хоре пели?

– Один раз мы с невестой  пришли, нас послушали и сказали: «Спасибо, до свиданья». Навыка певческого нет, голос у меня тихий.

_E0A4167.jpg

Попросили отца Игоря  сыграть на его любимой балалайке. Но надо было из дома отца  Александра, где мы все собрались, съездить за инструментом. Предложили это сделать через таксиста. Но отец Игорь не согласился – «все-таки 80 тысяч инструмент стоит». Проблема была решена.  «Уф, слава Богу, машину, вроде, реанимировали. Так утром перепугался: думал, все, конец, мороз, не заводится», – сказал отец Александр.

Сколько лет Вы в Сибири  живете, отец Игорь?

– Пять лет уже здесь. Одиннадцать лет в Москве прожил. Там у нас первый ребенок  родился. Потом мы с семьей  переехали в Томскую область, в село Могочино. Кстати, папа моей жены – настоятель храма Преображения Господня в соседнем селе Молчаново, первый в своем роду священнослужитель. У него уже двадцать внуков, дочери замужем за священниками.

_E0A5222.png

А вообще, знаете, в судьбе так интересно получилось. Я был крещен в храме Преображения Господня села Никологоры Вязниковского района Владимирской области, где я родился. Потом нас с супругой венчали тоже в Преображенском храме, во Владимире. В Преображенском храме я помогал пономарем у отца Сергия Молчанова, в Парабель меня отец Александр пригласил быть священником – и здесь храм Преображенский. 

Я когда маленький был, нас бабушка водила в храм, когда мы приезжали к ней на летние и зимние каникулы, то есть раз в полгода мы там бывали. А родители стали ходить в храм где-то с 1999 года. В 2000-м они повенчались.

_E0A4679.jpg

 

Добрые самаряне, гастроли в Англии
и «Гляжу в озера синие»

На гастролях довелось  бывать?

– Нежданно-негаданно. Такая  история вышла...  Мы в детстве  изучали английский язык, мама с папой хотели, чтобы у нас образование было. У кого-то родители стараются машину, допустим, купить, чтобы престижно было. А  у нас в семье – четверо детей,  и папа с мамой задачу поставили, чтобы максимально хорошее образование дать. Мы все отучились в школе с углубленным изучением английского языка.

У нас в соседнем доме жила англичанка, которая пригласила к себе как-то на лето дедушку с бабушкой; мы их звали Эдди и Джой. Мы пригласили их домой, чтобы попрактиковаться в английском. Так с ними и познакомились. Я еще им играл «В траве сидел кузнечик», «Во саду ли, в огороде», такие простенькие песенки. Это было в 1989 году.  И как-то мне дедушка сказал: «Ты однажды съездишь в Англию». Это тогда прозвучало как «ты полетишь на Луну». Была мечта, но она казалась тогда нереальной. И вот в 2001 году она каким-то чудом осуществилась.  Мы летали в Англию даже два года подряд. Набрался коллектив: пианистка Татьяна Калашникова (она закончила консерваторию), сопрано Ольга Жукова и Дмитрий Терентьев на флейте. То есть пианистка всем аккомпанировала, и еще была сольная как органистка. Представляете, как ей здо́рово было поиграть на орга́нах XIII – XV века.

Это те соседи-англичане  вас пригласили?

–  Да, они дали денег  на проезд. Оплатили нам поездку. Они жили в графстве Кентербери. Мы по графству ездили, и в  Лондоне пара концертов была. И в церкви даже выступали – мне сначала не понятно было, но у них так принято. И вот им очень понравилась одна пьеса на балалайке – «Гляжу в озера синие». Они хоть и англичане, но как русские тогда были.

_E0A5077.jpg

 

Гнесинцы-священники

А сейчас есть время, чтобы изучать  новые произведения? Следить за изменениями в мире  музыки?

– У меня есть несколько примеров. Один из них – это баянист из Гнесинки. Одно время я считал его своим  духовным отцом.  Он ушел из музыки, хотя был  лауреатом конкурса в 1986 году, но полностью с 1997-го ушел в священники. Я иногда с ним перезваниваюсь. Он говорит, что инструмент в руки не брал двадцать лет.  А сейчас начались новые движения от Патриарха – новые школы детские. И этот священник говорит: «Знаешь, пришлось и баянчик в руки взять, и с детишками песенки поиграть». Он сейчас в Белгородской епархии служит.

Видно, что Вы такую  радость получаете от игры...

– Я когда становился  священником, думал, что на сто  процентов от балалайки откажусь. Максимум – дома поиграть. Но иногда  люди стали просить играть.  Я спрашивал благословения у  настоятеля и у владыки Силуана.  То есть у меня еще это не укладывается по-хорошему – либо ты на балалайке играешь, либо ты священник. А когда и то, и другое, у меня еще, знаете, внутренние сомнения.  Я стараюсь меньше в руки брать, но иногда тянет по привычке.

У нас из училища один парень гитарист пробовал уйти в дальнобойщики. В 90-е годы, помните, когда это все престижно было. Три месяца максимум он выдержал, потом бросил эту работу, эти деньги – не могу, говорит, без музыки.

_E0A4824.png

А еще кто-нибудь из знакомых ваших знакомых музыкантов стал священником?

– Отец Валерий Дубовик  сейчас в одном из владимирских  храмов служит. Гнесинку закончил, баянист.  Он меня старше, ему лет пятьдесят, около 20 лет священником служит. А второй – отец Александр, он мамин ученик по дирижированию. Мама у меня преподает оркестровое дирижирование во Владимирском училище.

Да Вы просто виртуоз! Заслушаешься!

– Ох, когда не занимаешься каждый день, это как сказать: «Завтра будешь бежать 42 километра». Я когда-то бегал в детстве. Наверное, только музыкант музыканта поймет. Когда меня приглашают поиграть,  я стараюсь недельку хоть чуть-чуть форму восстановить. В то вот скажут: «Гнесинец, докатился». Если сказать, что батюшка сам научился в деревне Щука, тогда еще терпимо.

И в деревне Щука слушать  гнесинца и солиста оркестра имени Осипова весьма здо́рово!  И судя по вашим глазам, Вы уже, наверное, для себя решили, совмещать ли служения священника и музыканта...

Елена ДОРОФЕЕВА
Фото Татьяны ПЕРЕЦ

Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016–2017»



Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.