При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Священник-хирург и третья степень

17.02.2017

Владыка Ириней с отцом Вячеслвом

Сельский храм. Поселок Теренсай. На небольшой площади расположились прилавки бытовых товаров. Кастрюли, чайники, валенки. Продавцы веселые, внимательные, но ненавязчивые. Войлочные стельки суровой оренбургской зимой пришлись очень кстати. В храме литургию совершает правящий архиерей Орской епархии. День будний, но на утренней службе храм почти полный, человек двадцать. Красивый хор – изящные дамы в однотипных, но разного оттенка светлых косынках, как снегурочки. Владыка служит иерейским чином, сам принимает исповедь. Вместе с ним служит священник Вячеслав Кочкин. Все знают, что он еще и действующий хирург.


Снегурочки

– Да, степи тут кругом. Речка Жуса протекает. У нас тут и русские, и украинцы, и казахи. Я в этой церкви с первого дня, все семнадцать лет, – рассказывает Евдокия Ивановна Калашникова. – Сначала дома собирались, а потом и это помещение под храм приспособили. Священник здесь десять лет. А знаете, я его первая увидела. Как то перед Родительской субботой я стою на утренней молитве и вижу – вроде как новый какой-то батюшка служит, а потом увидела уже на службе.

Отец Вячеслав

Отцу Вячеславу 45 лет, родом из Оренбуржья. Окончил музыкальную школу – учился игре на бояне. В средней школе получил серебряную медаль, в Оренбургской медицинской академии – диплом с отличием. Также с отличием закончил аспирантуру на кафедре общей хирургии, публиковал научные статьи по гнойной и торакальной хирургии. В августе 1997 года принят на должность врача-хирурга в Адамовскую центральную больницу, где ведет практику и по сей день. В 1999 году Вячеслав Геннадиевич организовал в Адамовке православную общину и стал председателем приходского совета. А еще через семь лет, в возрасте 34 лет, доктор принял священный сан и был назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Адамовка. Богословское образование получил в Самарской семинарии.

Отец Вячеслав, к Вам чаще обращаются за советом как к священнику или как к врачу?

– Пока здоровье хорошее, как к священнику. А как закололо, они сразу обращаются как к врачу. Иногда приходится на диванчике там больных диагностировать. 

В самом деле? Прямо в храме диагностику проводите?

– Ну, а что же? Опрос, осмотр, пальпация, все как положено. УЗИ, правда, с собой не возим.

PSA_4213.jpg

Как вторая приемная, получается?

– Да. Людям же непросто до райцентра доехать. А у нас расстояния в благочинии – до 200 километров. Я, допустим, еду в поселок Обильный, в 80 километрах отсюда, и там просят помочь – суставы, коленный, вены, сердце...

Вы туда приезжаете как врач или как священник?

– Как священник, по своим приходам и прихожанам. А как врач я дежурю только в районной больнице, и они уже знают мое расписание и приходят.

Прихожане всех возрастов


То главное, что мы потеряли
и что нужно восстановить

Когда говорите о своей профессии, у Вас глаза горят. И владыка сказал, он увидел, что Вы любите свою профессию, и благословил совмещать.

– Я не представлял себе никогда, что буду священником. Благословило священноначалие. А куда деваться? Восемь лет я упирался, пока не сказали: да будешь работать врачом и служить священником. Понимаете, очень важно показать, что верующий человек – это не какая-то экзальтированная личность, занимающаяся неизвестно чем. Православный человек также живет семьей, работает… Вот у нас отец Кирилл преподает биологию в школе. Понимаете, это показывает, что Православие – это жизнь, это не внешнее, это внутреннее. То, что дает силу, укрепляет, организует нас. Нас все время спрашивают, как вы все успеваете? С Божией помощью.

Двое беседуют

А действительно, что такое христианство с Вашей точки зрения?

– Христианство – это любовь, любовь через Бога к человеку. Это то главное, что мы потеряли и что нужно восстановить. Почему-то делят жизнь на светскую и духовную. Неправильное деление, абсолютно неправильное. Я всегда вспоминаю, что в ветхозаветные времена, когда богоизбранный народ жил под непосредственным управлением Бога, когда он жил божественными законами, не было искусственного деления жизни. А потом философия выделилась из богословия, разделение искусственное произошло. Ломоносов почему-то отделил богословскую науку от естественных. У нас единственная страна, где богословие со светскими науками не дружит. Это напрасно произошло. А христианство, наоборот, все соединяет, потому что в центре Христос! И мы идем к Нему, каждый своим путем. И в результате получаются замечательные вещи.

У креста

Я обратила внимание на объявление: помимо молитвы об упокоении, как обычно в храмах около кануна ставят, здесь еще список прихожан, упокоившихся в последнее время.

– Чем хороши деревенские храмы – мы все друг друга знаем в лицо. И живущих, и тех, кто ушли. Здесь, как нигде, особенно чувствуется единение Церкви – земной и небесной. Потому что одно дело, когда человек молится за своих усопших, а здесь – община. Вот видите, они пришли, помолились, поисповедались, покушали, побеседовали. Это близко к тем общинам, которые были в первые христианские времена. А такое простое естественное христианство очень дорого для меня. Мой храм основной в райцентре располагается. Здесь я окормляю, это мой второй храм, и еще есть несколько. Население большое. Живое теплое общение происходит. В городе как – человек пришел, свои нужды Господу выплеснул, получил, не получил, неизвестно. А здесь непосредственно. Потому что общение происходит постоянно.

Прихожанки рядком


Третья степень молитвы

Жители Вам рассказывают, получают ли они отклик на свою молитву?

– Если бы они не получали отклик, они бы сюда не больше не приходили. К сожалению, у нас пока молитва на первом уровне своего развития, когда мы просим что-то по нуждам своим и получаем ответ.

А второй уровень какой?

– Это второй, а первый – когда из страха Божия, что Господь накажет. А третий, высший, уровень – когда мы славим Бога за то, что Он есть. Наша задача, задача Церкви – привести людей именно к этой молитве. Когда «пойте Богу нашему, пойте», потому что Он есть, создал нас, и мы живы благодаря Ему. В первую очередь, когда я сюда пришел, было что – «я молюсь, молюсь, а Бог меня не слышит». Задача священника в первую очередь – научить молиться. «Да будет воля Твоя» – это высшая ступень, которую осиливает идущий ко Христу. Мы же хотим очень многое, и не всегда то, что нужно, а мы должны услышать волю Божию.

Прихожанки готовят трапезу

Судя по тому, какие ваши прихожане – оптимистичные, воодушевленные, может, некоторые и третьей степени достигли?  

 – Да!

Я с одной прихожанкой разговорилась, она так хорошо о Вас говорила, о своей жизни, бодрая, и только в конце беседы сказала, что у нее рак. При этом у нее нет никакого уныния, она совершенно трезво и спокойно смотрит на жизнь. Даже радость я видела у нее в глазах.

– Я знаю этого человека больше пятнадцати лет, она прошла многие испытания, сейчас у нее личная трагедия, перед этим у нее было очень много проблем в семье. Как никто она знает, что такое горе, и вот именно осознание того, что Господь с ней, ее не оставляет и помогает преодолеть все, до сих пор оставляет ее на плаву.

Прощальный кадр

Вы так хорошо знаете  своих прихожан...

– Я их знаю всех по именам, проблемы каждой семьи. Они обладают твердой религиозной закалкой, которую не вытравишь ничем. Кто раз вкусил сладость молитвы, общения со Христом, тот уже никогда от этого не отступит. И то, что они здесь, они давно воспринимают в прошлом. Даже все тяготы, все невзгоды – они это воспринимают как прошедшее, потому что все равно придется вставать пред Господом, и самое главное – какой мы дадим ответ.

Елена ДОРОФЕЕВА

Фото Сергея ПЕТРОВА

Вместе с журналистами портала «Приходы» в поездке в Орскую епархию участвовала корреспондент радио «Вера» Анна Шалыгина, ее  репортаж можно услышать на сайте радиостанции.

Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.