RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Верный кризис

14.08.2017

3245.jpg

Наверное, многие из пришедших в православный храм или выросших в церковной ограде сталкивались с сомнениями, неверием; им приходилось отвечать на тяжелые для себя вопросы. Эти мысли мучали, и каждый думал, что это его собственное неверие, что тяжелый грех мешает поверить, и вспоминал Фому неверующего. А точно ли сомнения уводят от веры?

 

Лично я, когда приходил в храм, когда только начинал воцерковляться, очень сильно был терзаем мыслями о том, существует Бог или нет. На другом этапе церковной жизни меня мучали мысли о правильности моей религии, потом – о правильности и действительности тех слов, которые говорят священники, архипастыри, Патриарх. Наверное, каждый может сказать, что подобные мысли посещали его или посещают и сейчас, только в другой форме, более изощренной или уточенной.

Некоторые отдельно взятые священники говорили, что это грех, что надо бежать от мыслей, которые нагнетают сомнения. Долгое время я так и считал, но недавно я наткнулся на слова замечательного русского философа, драматурга и религиоведа И.А. Ильина, чьи труды совпадают с мыслями святых отцов, таких как Василий Великий, Григорий Великий и т.д. В одной из своих книг он очень правильно и ясно объясняет такое явление, как религиозное сомнение, и мне его слова легли на душу.

Религиозные сомнения, по мысли Ильина, бывают только у подлинно верующих людей. У человека же «гетерономного», за которого верят, чье религиозное миропонимание не самостоятельно, а навязано ему кем-то другим, никогда религиозных переживаний не будет. Им просто неоткуда взяться: за него всё уже решили, пережили, и ему предали «мертворожденную» веру, которая для него чужда, а иногда и противна в особых случаях. Настоящие религиозные сомнения бывают только у верующих людей, у которых эти сомнения подобны незаконченной молитве.

Законченная молитва – это когда Бог отвечает на наши взывания, незаконченная молитва – это когда человек уже воззвал, но Бог еще не ответил. То есть можно сказать, что сомнение есть начало веры, начало новых убеждений у человека. Сомнения стискивают человека, ставят перед судом собственным. Проще говоря, у человека начинается кризис, он выбирает в своей жизни, кто прав, а кто лжет.

Ответит ли Бог на его молитву или нет, и когда ответит – это зависит от Бога, но рассуждения о том, в Кого верит человек, что ему делать и как вообще дальше жить, в каких категориях мыслить, зависит от личного выбора человека. Да и вообще мне кажется, что Бог дает человеку пережить религиозные сомнения, религиозный кризис для осознания свободности своего решения уверовать в Него Самого. Ведь, если можно так сказать, самое главное, что от нас нужно Богу, – это свободное решение быть с Ним. Именно свободная, осознанная вера в Господа – не под дулом пистолета или под влиянием «модности» данной религии в нашем веке.

Мне на память сразу приходят евангельские события, связанные с апостолом Фомой, именуемые  в богослужебных стихирах «доброе неверие Фомино». Почему оно доброе, когда это неверие? Возможно, именно потому, что апостол Фома внутри своего сердца обращался ко Христу, искал подтверждение своей вере, испытывал кризис, и в нужный момент Христос перед всеми апостолами снял с его сердца имевшиеся сомнения, отметив тем самым на самые сокровенные чаяния Своего ученика.  Ведь вряд ли, если бы перед сомневающимся Фомой явился сатана в облике Христа или какой-нибудь лицедей, тот поверил бы, что Христос Воскрес. Но именно Бог внимал молитвам, желаниям, мыслям Фомы, и в нужную секунду его молитва обрела законченность. Христос дал Фоме то, что этот ученик просил: и внутреннее, и внешнее подтверждение Своего Воскресения.

Кстати, Христос явился Фоме самому последнему: другие апостолы говорили о явлении им воскресшего Спасителя, но он не верил, потому что хотел лично испытать, увидеть, осязать. И при этом Фому все это время терзали мысли – наверное, то был внутренний кризис, суд. Это прекратилось только тогда, когда Сам Бог дал ответ Своему апостолу на его взывания.

Уверен: религиозный кризис – это не грех, но естественные сомнения, которые посещают человека на его пути к Богу, и они только оттачивают веру человека, который с каждым разом все более и более осознанно и свободно приступает к Господу. А ведь Он ценит больше всего наше осознанное стремление как можно больше предать свою жизнь Богу. Если посмотреть на историю Ветхого и Нового Завета, легко увидеть: люди периодически сомневались и веровали, и с каждым разом Бог все больше и больше открывался людям. Так же происходит и в наши дни в жизни каждого человека.

Захар САВЕЛЬЕВ

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Возврат к списку