Монахи и волонтеры

18.03.2015

fnkc_0014-vi.jpg

Когда говорят о монахах или монашестве, часто не задумываются о невероятной сложности этой системы. Для кого-то монах − или святой или чудак, но почти всегда он как бы сам по себе. В стороне остается тот факт, что наиболее распространенное монашество – это монашество общежительное, то есть системное, организованное, иерархичное, держащееся на правилах и на преемственности опыта.

Примерно то же можно сказать в отношении волонтерства. Волонтеры со стороны предстают многим сами по себе как уникумы, ангелы-хранители или чудаки, способные безвозмездно оказывать помощь. Но, откуда они берутся, как организованы, что является гарантом их регулярной и ответственной помощи?

О монашестве

Наверное, все слышали про Антония Великого. Он жил в Египте в IV веке. Принято считать, что с него началось христианское монашество. Еще юношей он раздал свое имущество и поселился сначала на окраине селения, а потом в пустынном уединенном месте, где все свое время поделил между молитвой и трудом. Несмотря на относительную многочисленность учеников и последователей Антония, первое монашество было движением одиночек, движением духовно одаренных и крепких людей, способных вопреки всему на свете целиком и полностью отдавать себя тому служению, что они выбрали.

В то же и в тех же краях жил другой отшельник − его звали Пахомий. Предание говорит, что в юности он был римским воином, которого как-то во время военного похода впечатлила деревушка, где им довелось стать на постой. Вместо привычного отчуждения, опаски и скупости в этом селении солдаты встретили радушие, радость, гостеприимство. Пахомий поинтересовался особенностью этого селения, и кто-то ответил ему примерно так: «Тут живут христиане. Их Бог заповедал любить каждого человека и служить им». Все это так поразило Пахомия, что он стал христианином и вскоре оставил воинскую службу. Его вера в Бога была столь сильна, что он, как и Антоний, решил не размениваться ни на что другое, кроме служения Богу. Так Пахомий попал к египетским монахам в пустыню, где всего себя без остатка посвятил отшельничеству. И ему это оказалось под силу.

Однако слава Пахомия не в том, что он стал хорошим монахом, достойным подражания. С него началось массовое монашество, доступное каждому, лишь бы человек имел желание. Предание говорит, что Пахомию явился ангел − вестник Божий – и повелел создать монастырь. Это не была попытка объединить под одной крышей уже живущих монахов. Объединять тех, кто имел талант и силы преодолевать трудности и полностью отдаться на служение Богу и людям, не было смысла.

Настало время появиться монастырю для всех желающих, для тех, у кого желание не могло реализоваться из-за боязни одиночества или неумения, или слабости воли, или неспособности самому полностью обеспечить себя, или чего-либо подобного. Пахомию предстояло сделать монашество массовым и системным.

Начал с устава. В его монастырях было прописано все: кого брать в новички, как организовать наставление, на какие отряды должны быть разделены монахи, каким трудом заниматься, как и какую пищу принимать, как организовать богослужение, как заботиться о стариках, как быть с теми, кто устал и хочет уйти. Такая система организации жизни сработала. Каждый монах пахомиевых монастырей не нес на себе весь груз ответственности, но разделял ее с другими. А четкий ритм жизни и порядок снимали тревогу и неопределенность о дне завтрашнем. Общинная жизнь автоматически была школой и собственным гарантом преемственности опыта.

Еще при жизни Пахомия под его управлением были девять мужских и две женских обители, насчитывавших около трех тысяч человек. После Пахомия общежительное монашество, а именно так называется созданная им система, расцвело пышным цветом и действительно стало массовым и очень жизнеспособным. И по сей день, вот уже XIV веков? оно доминирующее в христианстве.

Волонтер по своей природе очень похож на монаха

О волонтерстве

Я думаю, что волонтер по своей природе очень похож на монаха. В основе и тех и других стоит свобода воли, выбор, желание посвящение себя служению ближним, а для кого-то − и Богу. И среди волонтеров есть те, кто крепок духом, кто готов полностью отдаться своему служению, для кого даже работа и  минимальное самообеспечение вторичны. Они сами пробивают себе дорогу. Именно с таких людей и началось социальное волонтерство в России.

Но! К сожалению, оно пока не стало массовым. Социальное влонтерство еще не «для каждого». Далеко не у всех есть понимание, как быть простым людям, у которых ничего нет, кроме желания сделать, что-то доброе и пары часов свободного времени. К тому же особенность этого желания в том, что без реализации оно быстро перегорает.

А как быть тем, кто ждет волонтеров? Как быть тем, кому нужна помощь? Таких сегодня все больше. И даже час помощи в неделю − это очень значимо и очень дорого!

Чтобы социальное волонтерство стало возможным для всех, нужно признать, что подавляющее большинство потенциальных волонтеров нуждается в группе (или команде), в наставнике, в преемственности опыта, в четком и стабильном расписании, в обучении, в поддержке в трудные минуты. Для меня это значит, что необходима система работы с волонтерами и группами, своего рода школа социального волонтерства, благодаря которой желание волонтера может воплотиться в ответственную и эффективную помощь.

Необходима школа социального волонтерства

Школа социального волонтерства

Именно такая школа есть у Добровольческого движения «Даниловцы». Она недавно сформировалась и ждет своих партнеров и благотворителей. К сожалению, в области добрых дел сегодня господствует адресная помощь. А очень хочется не только думать о завтрашнем дне, но и «вложиться» в него.

Что же такое Школа социального волонтерства? Начинается все с мечты и стремления человека сделать что-то доброе! И если желание осознанно и ответственно, если волонтер понимает, что его ждет − а это проверяется на соответствующем тренинге или хотя бы собеседовании − этого достаточно для допуска к волонтерской работе в группе. Собственно, начало работы и есть главный стимул волонтера к дальнейшему обучению и развитию.

Группа или команда и есть та первая, в том числе учебная, среда, где волонтеру комфортно трудиться и учиться, где он не раздавлен ответственностью, где всегда есть возможность найти именно свое уникальное место. Именно группа и является гарантом того, что волонтерская помощь будет оказываться стабильно и регулярно.

На первых порах новичка интересуют простые навыки. Он сторонится или побаивается глубокого серьезного общения и увлечен рукоделием и внешними делами: лепка из пластилина, краски, уборка и т.д. Не только у бывалых волонтеров, но и на специальных мастер-классах волонтеры учатся рисовать, лепить, делать цветы из фольги, раскрашивать открытки, разрабатывать праздники и т.д. Этот этап вхождения в волонтерство и увлечение творчеством − самый простой. Но далеко не все готовы идти дальше.

Волонтерство – это всегда ответственность

Второй шаг

Важно понимать, что социальное волонтерство – это отношения, вернее даже система отношений. А это всегда ответственность! Поэтому, второй этап гораздо сложнее первого. Это время глубоких отношений с подопечными и друзьями, время серьезных, порой экзистенциальных вопросов. И это именно здесь нельзя без обучения, без знакомства с опытными волонтерами и профессионалами, без приобщения к накопившемуся опыту.

Поясню, чему тут можно и нужно учить. Казалось бы, есть простые вещи, скажем, «как познакомиться с ребенком» или «как сказать ребенку "нет"» Но даже они в контексте тяжелого положения детей, будь то больница или детский дом, могут превратиться в очень сложные задачи для волонтера. К примеру, мальчик с неизлечимой болезнью смотрит на тебя и просит твой телефон. Как сказать «нет», на самом деле сказав – «да», «да» − в отношениях, в принятии и заботе?

Или чувство вины. А у волонтеров немало поводов к этому. Правда, почти все они не связаны с реальностью: «Я заболел и не пришел к детям – я виноват. Они умирают, а я здоров – виноват». Как быть с такими переживаниями? И этому можно учиться.

Или, скажем, как волонтеру прекратить свое служение, если он устал или изменились жизненные обстоятельства? Просто бросить? Но порой волонтерство  − это несколько лет жизни, это живые и глубокие отношения с подопечными и друзьями. Волонтеру уходящему нужна помощь, хотя бы одна особая встреча, где он может поговорить об этом, обсудить.

Именно отношениям посвящены и встречи психологической помощи. Они нужны тем, у кого есть вопросы или переживания, кто нуждается в понимании или поддержке. Необходимо, чтобы они были правильно организованном и безопасном пространстве помогли найти ответы на какие-то вопросы.

Волонтерство – это время серьезных, порой экзистенциальных вопросов

Обучение волонтерству в «Даниловцах» − не спонтанное, не случайное. Оно по расписанию. Любой волонтер знает, что есть команда специалистов и профессионалов, которая готова учить и поддерживать его.

При этом развитие и профессионализация в волонтерстве дает возможность встать но другую, более ответственную позицию. Я говорю о координаторе волонтерской группы. Это не только опыт, но также знания и навыки, которые так же даются в школе во время специального учебного курса подготовки координаторов и на семинарах по волонтерским технологиям. Последние, кстати, − уникальная площадка по обмену опытом между известными волонтерскими организациями.

Если волонтер все это прошел, если школа социального волонтерства помогла раскрыть его таланты и дала ему профессиональный рост, то для человека открывается возможность открыть новую волонтерскую группу, реализовать свою мечту в полноте.

Юрий БЕЛАНОВСКИЙ

Фото сайта добровольческого движения «Даниловцы»


Код для вставки на блог или сайт (развернуть/свернуть)

Поделиться в социальных сетях



Версия материала для печати

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами: 
- Яндекс-деньги: 41001232468041
- Webmoney: 391480072686
- На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода: 

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове 
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17  
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001 
ОГРН 1037739274264  
ОКАТО 45263594000  
Банковские реквизиты:  
р/с 40703810900180000148 
в ОАО «МИнБ» г. Москва 
к/с 30101810300000000600 
БИК 044525600 

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта". 

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове. 

Возврат к списку